SocioDone

Социология: современные тенденции

Образование в век информатики
Страница 1

Образование, как особая сфера человеческой деятельности, возникло с отделением умственного труда от физического. Именно тогда формируется качественно новый механизм воспроизводства социальной действительности - специализированная деятельность по передаче, хранению и усвоению знания и связанного с ним практического опыта. В самом широком смысле под образованием следует понимать весь процесс физического и духовного формирования личности. Образование – это система деятельности для обучения и воспитания членов общества, направленная на овладение определенными знаниями и связанными с ними навыками, умениями, нормами поведения.

Современная система образования существует уже более двух веков. Она сложилась в условиях индустриального общества. В основе её характерных черт лежат философские идеи Декарта, Локка, Гельвеция о человеке как элементе, необходимом для функционирования общества, человеке как средстве общественного и технического прогресса. Этой системе образования присуща строгая регламентация функционирования, пренебрежение индивидуальностью, авторитет учителя.

История свидетельствует, что редко какое-либо общество было удовлетворено системой образования. Это справедливо особенно сейчас, когда классическая модель образования фактически исчерпала себя. Все большую силу набирает тенденция революционной смены парадигмы образования, ее демократизация, компьютеризация и гуманизация, свободный выбор программы обучения, создание системы непрерывного образования. Все отчетливее становится очевидным, что узкая специализация себя не оправдывает, что нужна фундаментализация образования, формирование нравственно ответственного человека, обучение не знанию, а мышлению, избавление от системы государственного диктата и монополизма.

Важным моментом процесса радикальных изменений системы современного образования является создание системы непрерывного образования, которая должна охватить все стадии жизни человека, характеризуется разнообразием своих методов и форм и призвана обеспечить развитие интеллектуальных и физических способностей личности. Такая система постепенно формируется, вырисовываются её основные характеристики и этапы. Последние должны включать дошкольное образование, общеобразовательную подготовку, профессиональное образование различных уровней от профессиональных училищ и техникумов до университетов и аспирантуры, образование взрослого населения в течении их активного периода трудовой деятельности и обучение пенсионеров и неработающих членов семьи. Образование, таким образом, охватывает все стадии жизненного цикла человека, обеспечивающее постоянное обновление и пополнение навыков и знаний.

С проблемой непрерывного образования органически связана проблема переквалификации работников. Быстро изменяющаяся структура народного хозяйства требует динамичной профессиональной сетки, предусматривающей отмирание старых и появление новых профессий, наполнение имеющихся профессий новым содержанием. Возникает необходимость перехода работников с одной профессии на другую. Для этого нужна прежде всего общеобразовательная основа – знание фундаментальных наук и общая образованность, чем и определяется необходимость повышения квалификации работника и даже его переквалификации. Поскольку переквалификация из области исключений переходит в сферу типичных проблем информационного общества, образование заранее должно формировать у человека такие личностные качества, которые при общественной или личной необходимости обеспечивают переход к другой квалификации, самостоятельную ориентацию в мире знаний и умений, его самообразование.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Динамика численности и воспроизводство населения
Наиболее ранний период, для которого имеются приблизительные оценки численности населения России, основанные на каком-либо учёте, относятся, к середине XVII века. В 1646-1647 годах была проведена первая перепись податных дворов и их мужск ...

Социальные проблемы женщин, освобождающихся из мест лишения свободы
В связи с тем, что осужденной женщине каждый раз приходится приспосабливаться к новым условиям, ее адаптивные возможности значительно снижаются и она порой не способна в условиях свободы в должной мере нейтрализовать отрицательные последс ...

Типы семьи
Существует множество различных типологий семьи, таких как педагогические, психологические, социологические. Рассматривая данную тему лучше предложить следующую комплексную типологию, которая предусматривает выделение четырех категорий сем ...