Практическая часть. Проблемы бедности в странах ЦВЕ и в РоссииСтраница 1
						
Большая часть постсоциалистического пространства вот уже 15 лет двигается к рыночной экономике. До настоящего времени приоритетными остаются приватизация, развитие рыночной инфраструктуры, интеграция в мировое экономическое сообщество. Параллельно идет углубление материального неравенства среди населения, абсолютное и относительное увеличение бедности.
Макроэкономическая стабилизация во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) произошла довольно рано, но ее условия и темпы при некотором сходстве имели свои особенности в каждой стране. Например, в Словении и Чехии положительная динамика ВВП и реальной заработной платы началась в одно и то же время - с 1993 г., в Венгрии и Словакии – с 1994 г. В Польше прирост ВВП наблюдался с 1992 г., а реальной заработной платы - с 1994 г. Польша стала первой в данной группе стран, где дореформенный объем ВВП был превышен уже в 1996 г., реальная же заработная плата преодолела этот рубеж лишь в 1999 г. В Чехии, наоборот, реальная оплата достигла и превысила дореформенный уровень в 1996 г., а ВВП – только в 2000 г.
В целом за все годы трансформации в 2003 г. ВВП по сравнению с 1989 г. увеличился в Польше (на 35%), Словении (24%), Венгрии (15%), Словакии (15%), Чехии (8%). Реальная заработная плата за этот период превзошла дореформенный уровень только в трех странах - Чехии (на 34%), Польше (18%) и Венгрии (10%). В Словении, где абсолютный ее размер самый высокий по сравнению с остальными странами переходной экономики, ее реальный уровень пока ниже, чем в 1989 г., из-за более высокой инфляции в начале реформ, что сказалось на последующей динамике. В Болгарии и Румынии, дважды переживших в эти годы экономический кризис, оба показателя заметно ниже дореформенного уровня: ВВП - соответственно 83 и 90%, а реальная заработная плата-53 и 84%.
В России эти показатели одинаково отстают от уровня 1989 г., составив в 2003 г. 70 и 68% соответственно, что намного ниже, чем в странах ЦВЕ. Их положительная динамика началась значительно позже - соответственно с 1999 и 2000 гг. Одно это свидетельствует о том, что рыночные преобразования проходят у нас с большими трудностями, а условия жизни людей заметно хуже, чем в странах ЦВЕ.
Процесс либерализации цен на потребительском рынке проходил по-разному в данной группе стран, но к настоящему времени он также почти везде стабилизировался, и уровень инфляции в 2003 г. колебался в пределах 1-6%, кроме Румынии, где он достиг 15%. В России рост цен - 12% - был немного ниже, чем в Румынии, но существенно выше, чем в других странах ЦВЕ.
Различие условий и методов проведения рыночных реформ сказывается и на таком показателе, как уровень бедности. Для ее определения существуют два подхода - на основе национальной и международной методики. Первый включает верхнюю и нижнюю границы бедности - социальный и прожиточный минимумы. В большинстве стран ЦВЕ используется первый из них. Существенную роль в различии масштабов бедности играют и неодинаковый стандарт уровня жизни, сложившийся исторически, и несходство систем социальной защиты населения в первые годы преобразований. Исходя из этого, сравнение уровня бедности по странам весьма относительно. К тому же систематические данные о нем как в России, в странах ЦВЕ не публикуются.
Таблица 1. ВВП и реальная заработная плата (1989 г. = 100),%
|  
 ВВП  |   
 Зарплата  |  |||||
|  
 1995  |   
 2000  |   
 2003  |   
 1995  |   
 2000  |   
 2003  |  |
|  
 Россия  |   
 56  |   
 59  |   
 70  |   
 46  |   
 44  |   
 68  |  
|  
 Болгария  |   
 76  |   
 73  |   
 83  |   
 51  |   
 49  |   
 53  |  
|  
 Венгрия  |   
 86  |   
 105  |   
 115  |   
 78  |   
 84  |   
 110  |  
|  
 Латвия  |   
 55  |   
 71  |   
 81  |   
 57  |   
 68  |   
 75  |  
|  
 Литва  |   
 56  |   
 66  |   
 74  |   
 34  |   
 44  |   
 50  |  
|  
 Польша  |   
 99  |   
 127  |   
 135  |   
 74  |   
 110  |   
 118  |  
|  
 Румыния  |   
 85  |   
 77  |   
 90  |   
 79  |   
 72  |   
 84  |  
|  
 Словакия  |   
 84  |   
 102  |   
 115  |   
 76  |   
 81  |   
 85  |  
|  
 Словения  |   
 93  |   
 115  |   
 124  |   
 76  |   
 87  |   
 93  |  
|  
 Чехия  |   
 93  |   
 99  |   
 105  |   
 96  |   
 114  |   
 136  |  
|  
 Эстония  |   
 66  |   
 84  |   
 93  |   
 54  |   
 70  |   
 78  |  
Другие материалы:
Нормы коммуникативного поведения
	 
И.А.Стернин коммуникативное поведение характеризует определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное. 
Нормативное коммуникативное поведение - поведение, прин ...
	
Социальные аспекты молодёжной миграции
	 
После распада Советского Союза, а с ним и прекращения своего существования государственной программы «Молодежь», сложилась ситуация, когда эта самая молодёжь стала предоставлена сама себе. В современных реалиях социальные проблемы молодеж ...
	
Социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных
организаций. Социально-правовой статус молодежных
общественных организаций
	 
Молодежные общественные организации – объединения граждан в возрасте от 14 до 35 лет, целью которых является осуществление и защита своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других общих ин ...
	
