SocioDone

Социология: современные тенденции

Социальный аудит как инструмент совершенствования муниципального образования

Информация о социологии » Социологический подход к муниципальному управлению » Социальный аудит как инструмент совершенствования муниципального образования

Система муниципального управления в современной России находиться на стадии становления: законодательная база пока несовершенна и во многом противоречива, опыт муниципальной практики не велик, экономические и финансовые ресурсы местного самоуправления недостаточны, существует нехватка квалифицированных кадров. Перспективы развития системы местного самоуправления находятся в центре внимания широких общественных кругов, отечественных и зарубежных школ управления, представителей общественных наук.

С принятием 131-ФЗ увеличилась самостоятельность местной власти в принятии решений, касающихся местного сообщества. Значимость управленческих решений, принимаемых местными органами власти значительно возросла, это относиться и к программа социального развития муниципального образования, реализуемых на местном уровне.

В связи с этим актуальным является создание механизма улучшения контроля за соблюдением тех или иных программ и за деятельностью администраций муниципальных образований вообще. На наш взгляд, такой формой контроля может служить социальный аудит, проведение которого позволит оценить эффективность и качество социального управления на уровне решения проблем близких к интересам населения.

Социальный аудит - это своеобразный механизм контроля со стороны местного сообщества и государственных органов за деятельностью администрации муниципального образования в социальной сфере. Также социальный аудит можно рассматривать как самоконтроль и самопроверку местной администрацией итогов своей работы за определенный промежуток времени. Итоги социального аудита - это предпосылки развития муниципального образования.

Практическая и теоретическая разработка основ аудита управленческой деятельности привлекали внимание зарубежных и отечественных исследователей достаточно давно. Работы посвящены: методам аудита применительно к хозяйственной деятельности (Д. Лоббек, А. Арсен, В. Д. Андреева, Я. В, Соколова и другие), административному и экономическому аудиту.

Аудит управленческой деятельности социальных организаций в современных условиях рассматривается в трудах Э. Смирнова, П. Миньери и др. Проблемы социального аудита получили первоначальное развитие в трудах зарубежных авторов. Разработка методологии и технологии социального аудита в России получила распространение в рамках управления персоналом. Российские ученые занимаются применением социального аудита к инновационным процессам, изучением социальных технологий в управлении социальным процессами, исследованием эффективности социального управления, но в отечественной социологии управления не сложилась целостная картина о возможностях и применении социального аудита для развития и совершенствования муниципальных образований. Возможен внутренний и внешний социальный аудит. Внешний социальный аудит направлен на изучение и сопоставление реальных и возможных действий органов местного самоуправления по обеспечению комфортного проживания населения муниципального образования. Внутренний социальный аудит - это анализ сферы управления человеческими ресурсами в администрации муниципального образования.

Возможна следующая схема проведения социального аудита:

1. Этап: Возникновение необходимости в получении независимого отчета о деятельности администрации муниципального образования, позволяющего дать оценку реальной ситуации. Данный социальный заказ может поступить как со стороны населения муниципального образования, так и со стороны вышестоящих государственных органов.

2. Этап: Формирование аудиторской комиссии как со стороны объект аудита, так и со стороны «заказчика».

3. Этап: Выбор форм и методов проверки, связанной со спецификой муниципального образования.

4. Этап: Применение выбранных методик для определения потенциала муниципального образования (не только финансового), который заключается в возможностях развития и преобразования политики администрации на благо граждан, проживающих на данной территории.

5. Этап: Реальная оценка положения муниципального образования по выбранным параметрам, связанных с жизнедеятельностью людей (экологическая политика, демографическая и т.п.).

6. Этап: Определение разницы между потенциалом и реальной ситуацией в муниципальном образовании. Данная разница выражается в процентном соотношении и позволяет оценить, на сколько деятельность администрации муниципального образования соответствует стандартам и возможностям.

7. Этап: Составление аудиторского заключения с подведенными итогами и рекомендациями.

На наш взгляд, проведение социального аудита позволит: активизировать инвестиции в развитие муниципального образования, снизить социальную напряженность, повысить качество жизни людей, увеличить инвестиционную привлекательность территории, создать прозрачную картину итогов деятельности местного руководства, выявить пробелы в развитии муниципального образования.


Другие материалы:

Познание. Истина и ее критерии
Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды ...

Четыре волны эмиграции
В общих чертах уже сложилась и общепризнанна традиционная схема периодизации российской эмиграции после 1917 года, эмиграции из Советского Союза. Она состояла как бы из четырех эмиграционных ”волн”, резко отличающихся друг от друга по при ...

Качество жизни
Качество жизни - комплексная оценка условий человеческого существования, которые включают обеспеченность материальными благами, безопасность, доступность и качество медицинской помощи, возможности для образования и развития способностей, ...