SocioDone

Социология: современные тенденции

Зарождение и этапы развития знаний об обществе
Страница 2

Информация о социологии » Общество как социокультурная единица » Зарождение и этапы развития знаний об обществе

В начале XIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Известные немецкие философы И. Кант, И. Фихте, Л. Фейербах обратили внимание на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозное сознание. Г. Гегель попытался представить всю историю в виде этапов развития «абсолютной идеи». По убеждению философа, история началась на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и завершается в христианском мире, где якобы все люди становятся свободными.

В немецкой марксистской философии сформировалось материалистическое понимание общества и его истории (К. Маркс и Ф. Энгельс). Считалось, что основным фактором развития общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают с точки зрения марксизма определяющее воздействие на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь. В этом смысле история — это естественно-исторический процесс возникновения и смены способов материального производства и общественно-экономических формаций. Он имеет свои законы и логику развития. Идеалом и конечной целью истории марксисты провозгласили коммунизм, представляющий собой, по их мысли идеальное устроенное и богатое общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников.

В современную эпоху в системе знаний учения об обществе занимают ведущее место во многих течениях и школах. Заметную роль играют религиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократические концепции исторического процесса, космическое и экологическое течения в философии и других гуманитарных науках. Большое влияние на осмысление общественного развития оказал экзистенциализм, в котором содержалась весьма сложная и актуальная для нашего времени тема, отчужденного от общества человека. Специфическая трактовка общества и истории в соотношении с психическими состояниями людей дается австрийским психологом 3. Фрейдом и неофрейдистами. Для многих современных исследователей общественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская методология познания общественной жизни и исторического процесса.

Учение об обществе различно представлено в социально-гуманитарных науках. Они в отличие от естественных и технических наук специально изучают общество и человека в обществе, их взаимодействия. Исторические и другие науки много внимания уделяют возникновению общества, периодам, стадиям, эпохам его развития, раскрывают роль различных субъектов в историческом процессе, анализируют конкретные явления и процессы в обществе. Социология, политология, культурология, правовые науки, экономические учения формируют области знаний об отдельных сферах и аспектах жизнедеятельности общества. Философия изучает природу, общество и человека как разновидности бытия. Раздел философии, в котором общество рассматривается как особое явление бытия, называется социальной философией. Изучается системность общества, его содержание, признаки, структура, закономерности, источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества.

Социальная философия тесно связана с социологией. Если социальная философия является теорией высокой степени общности, объясняющей социальное бытие, то социология — это теория «среднего» уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функционирование и развитие конкретных социальных субъектов и систем: семьи, науки, культуры и т.д., а социальную философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Вместе с иными отраслями научного знания (археология, история, культурология, политология, этнография и др.) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.

Исследование общества отличается от изучения природы. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди, обладающие как положительными качествами, так и недостатками, поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, запутанна, а нередко даже и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата различными проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить устойчивые признаки и процессы, конкретные закономерности функционирования и развития общества. В этом смысле познанию общественных явлений не могут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется сила человеческого разума, длительные и глубокие размышления над множеством фактов и событий. Познание общества протекает также в ходе острого соперничества различных точек зрения и подходов, что не всегда способствует выяснению истины. В социальных науках истинность объяснения тех или иных фактов и событий может открыться далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Не удивительно, например, что важнейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь в новое и новейшее время.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Человеческий капитал
Классическим исследованием считается книга Гари Беккера «Человеческий капитал»(1964). Чел.капитал- имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Капиталом является …активный, генерирующий поток будущих доходов. Развитие способност ...

Что способствует развитию способностей
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в ...

Взаимосвязь агрессии и насильственных преступлений
Насилие, словно проклятие, тяготеет над человечеством и отравляет жизнь индивида, семьи, религиозных и политических сообществ, народов и целых наций. Насильственное преступление, по мнению большинства людей, - безусловное зло. Но, к сожал ...