SocioDone

Социология: современные тенденции

Проблемы финансирования пенсионной сферы и пути их решения
Страница 1

Переориентация российской экономики с жесткой планово-распределительной стратегии на рыночные отношения и уничтожение монополии государства в экономической сфере, а также низкий уровень пенсионного обеспечения и негативные демографические изменения, происходящие в нашей стране, настойчиво требовали проведения в России пенсионной реформы[13].

В России пенсионная реформа началась в 2002 году. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения, в качестве образца которой была взята пенсионная система Швеции.

Пенсионная система Швеции до 90-годов XX века была полностью основана на принципе «солидарности поколений», согласно которому все граждане имеющие непрерывный стаж работы в 30 лет имели право на полную трудовую пенсию в размере 60% процентов от среднестатистической зарплаты по стране. Стаж свыше 30 лет и размер собственной зарплаты в расчёт не принимался.

Цель реформы пенсионной системы заключается в изменении распределительной системы начисления пенсий, включив накопительную часть трудовой пенсии и персонифицированный учёт застрахованных граждан. Соответствие результатов пенсионной реформы ее целям представлено в таблице 2.4.

Проведенная реформа пенсионной системы России не смогла решить всех ее проблем. Размеры пенсии малы, коэффициент замещения (отношение пенсии к заработной плате) снижается, дефицит бюджета пенсионного фонда России растет.

В настоящее время реализована лишь незначительная часть концептуальных задач пенсионной реформы, важнейшие положения, предусмотренные принятыми программными документами, решаются непоследовательно, а ряд из них (реформирование института льготных пенсий и создание профессиональных пенсионных систем) нормативно еще не закреплены.

Материальное положение российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости.

Финансовое состояние Пенсионного фонда России характеризуется все возрастающим дефицитом, покрываемым пока за счет государственного бюджета. В долгосрочном плане это угрожает стабильности пенсионной системы и экономической безопасности страны. При этом подрываются страховые принципы пенсионной системы, не достигается должная взаимосвязь между величиной зарплаты и величиной пенсии.

Медленно формируется инвестиционный потенциал накопительной системы. Лишь около 4% граждан, имеющих право на выбор модели инвестирования своих пенсионных накоплений, выбрали частные финансовые институты (НПФ и частные управляющие компании). Большинство граждан остаются «клиентами» государственной управляющей компании, вкладывающей средства только в государственные ценные бумаги, отличающиеся низкой доходностью, которые не используются для инвестирования в реальную экономику.

Население плохо информировано о целях и принципах пенсионной реформы, своих правах и возможностях в новой пенсионной системе – как в отношении накопительной части трудовой пенсии, так и в отношении добровольного пенсионного обеспечения. Ситуация в этой сфере меняется к лучшему, но очень медленно. Указанное обстоятельство вызывает широкую полемику в средствах массовой информации, серьезную обеспокоенность населения и общественных организаций.

Цели

Оценка формальной реализации цели

Результаты, практически достигнутые к настоящему моменту

Оценка практической реализации цели

Обеспечение достойного уровня жизни (благосостояния) пенсионеров

Реализована не в полной мере

Номинальный размер назначенной месячной пенсии в 2003-2008годах увеличился в 3,4 раза. В реальном исчислении, то есть с поправкой на индекс потребительских цен, рост пенсии составил 2,2 раза. Однако темпы роста покупательной способности среднего размера пенсии в 2003-2008гг. существенно отстают от темпов роста покупательной способности доходов занятого населения. Это означает, что пенсионеры по сравнению с работающим населением с каждым годом живут все хуже. В то же время в различных субъектах РФ этот показатель значительно отличается. В ряде субъектов средний размер пенсии не достигает уровня прожиточного минимума. Действующим законодательством предусматривается поэтапное приближение размера базовой части трудовой пенсии к величине прожиточного минимума.

Не реализована

Усиление страхового принципа

Реализована

Реформа в принципе создала страховые механизмы в пенсионной системе. Размер трудовой пенсии поставлен в прямую зависимость от суммы поступивших в ПФР страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника, а не от продолжительности его трудового стажа и среднемесячного заработка, как было ранее. Не существует никаких ограничений по учету заработной платы при исчислении пенсии. В ее размере отражается фактический размер заработной платы, с которого уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Однако после 2007 года доля страхового элемента в общей пенсии имеет тенденцию к сокращению, в то время как базовой - к росту, что означает смещение от страхового

принципа к системе социального обеспечения

Реализована не в полной мере

Обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования

Реализована не в полной мере

Система сохраняет высокие риски дефицитности страховой

составляющей при различных экономических прогнозах.

Среднесрочный прогноз показывает высокую вероятность

хронического увеличения дефицита бюджета ПФР в этой части в ближайшие годы. При этом действует норма о субсидиарной ответственности федерального бюджета по обязательствам ПФР в части страховой составляющей

Не реализована

Всеобщий охват работающего населения системой пенсионного страхования

Реализована

Согласно действующему законодательству все работающие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию. Однако фактически в настоящее время не обеспечивается участие больших групп населения в системе пенсионного страхования, что связано со значительной долей теневого сектора в занятости работников, в результате чего страховые взносы за них не уплачиваются либо уплачиваются в незначительном объеме

Не реализована

Снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов

Реализована

Страховая часть пенсионной системы по-прежнему сохраняет прямую высокую зависимость от демографических факторов, поскольку пока базируется на принципе солидарности поколений. Следует отметить, что в дальнейшем зависимость от демографических факторов в отношении пенсий, назначаемых на основании приобретаемых сейчас пенсионных прав, будет снижаться

Не реализована

Формирование внутри пенсионной системы накопительного элемента

Реализована

Накопительный элемент адресован достаточно ограниченной по численности группе населения, и в настоящее время накопительная часть пенсии не выплачивается. Кроме того, в связи со значительным дефицитом страховой составляющей бюджета ПФР, рассматриваются предложения не увеличивать долю тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное

страхование в части накопительной составляющей, как это предусмотрено действующим законодательством. В случае реализации данного предложения одно из основных направлений реформы фактически будет свернуто.

Реализована

не в полной

мере

Формирование профессиональных пенсионных систем

Не реализована

Задача не получила своей реализации. Проекты соответствующих федеральных законов приняты в первом чтении несколько лет назад, однако до настоящего времени окончательный вариант не согласован и не принят

Легализация трудовых доходов и стимулирование сокращения неформального сектора на рынке труда

Реализована

Ожидаемого эффекта снижение налогов не принесло. Значительная часть доходов по-прежнему носит теневой и неформальный характер

Не реализована

Создание конкуренции и допуск на пенсионный рынок частного сектора

Реализована

Негосударственные управляющие компании получили в свое распоряжение лишь незначительную часть пенсионных накоплений. Основная часть этих средств находится под управлением государственной управляющей компании. Сложившаяся ситуация связана с пассивностью большинства граждан и их недоверием к частным институтам пенсионной системы при том, что правовая база для их функционирования сформирована

Не реализована

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Области исследований
Область исследований синергетики до сих пор до конца не определена, так как предмет её интересов лежит среди различных дисциплин, а основные методы синергетики взяты из нелинейной неравновесной термодинамики. Постепенно предмет синергети ...

Человек как богатство
Раб. сила является главным фактором производства. А воспроизводство в народном хоз масштабе есть возобновление производства товаров и все производство сам. раб. силы. В процессе производства раб сила не только воспринимается, но и соверше ...

Движение человеческого капитала
Смена места работы(мобильность) сопровождается временной потерей дохода, поиском новой работы, переездом на новое место жительства. Это означает, что смена места работы связана со значит. краткосрочными инвестициями в чел. капитал. Добров ...