SocioDone

Социология: современные тенденции

Рекомендации по совершенствованию подготовки специалистов по социальной работе в России
Страница 4

Информация о социологии » Совершенствование системы подготовки специалистов по социальной работе в России » Рекомендации по совершенствованию подготовки специалистов по социальной работе в России

Действенный отпечаток на процесс «развития» молодого специалиста накладывает не только его собственный практический опыт работы с клиентом, но, в особенности, знания и умения, приобретённые им в результате сотрудничества с более опытным, квалифицированным профессионалом, способным помочь разобраться в затруднительной ситуации, научить использовать новые эффективные методы и технологии работы. Такого рода процесс «научения» в отечественной литературе традиционно называется наставничеством.

На Западе же подобное явление именуется супервизорством. Оно включает в себя ряд важных аспектов и проявлений и рассматривается как особо важная система формирования профессионально грамотного специалиста.

Супервизорство – новое для России направление работы с профессионалом, целью которого является увеличение целенаправленности профессиональных действий, повышение квалификации и повышение степени удовлетворенности собственной работой. Предметом супервизии выступает анализ осознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей специалиста.

В нашей стране супервизорский институт только начинает развиваться, отдается предпочтение групповой супервизии, а индивидуальные супервизии в проекте. Впервые в октябре 2001 г. в Областном центре психолого-педагогической помощи населению комитета социальной защиты населения администрации Пермской области состоялся областной семинар «Супервизорство в учреждениях социального обслуживания семьи и детей», на котором были положено начало формирования супервизорства в России и обсуждены «срочные меры по формирования института супервизорства в России». Во-первых, – это внести соответствующие коррективы в штатные расписания организаций в системе социального обслуживания, т. е. ввести должности супервизора (наставника). Во-вторых, через систему курсов начать подготовку таких специалистов на начальном этапе из числа ныне практикующих, наиболее опытных специалистов по социальной работе, а в дальнейшем организовать соответствующую специализацию на факультетах социальной работы (преимущественно на вечерних и заочных отделениях) на базе специализации по управлению. Конечно, организация такого учебного процесса потребует дополнительных усилий, качественно новое научное и методическое обеспечение.

Супервизорство же является одним из атрибутов профессионализма в зарубежной социальной работе. Основными обязанностями социального работника-супервизора на западе являются:

1. Способствовать повышению квалификации персонала, уровня его знаний, навыков и умений (образовательная функция); отслеживать новую информацию и делиться ею с персоналом (выполнение функции консультирования).

2. Улаживание конфликтов в поведении, профилактика стрессов, организация досуга, корпоративных мероприятий, открытие комнат снятия стрессов (поддерживающая функция).

3. Подбор и расстановка кадров; планировании социальной работы; подбор «команд»; распределение обязанностей между членами команды; мониторинг; контроль; оценка качества работы социального работника; координация работу между командами; организация внешних связей команд с другими организациями или органами власти; сотрудничество с другими супервизорами; выполнение роли административного буфера (улаживание конфликта между клиентом и специалистом); защита профессиональных интересов подопечных ему социальных работников, т. е. выполнение роли посредника между специалистом по социальной работе и руководством органов социального обеспечения (контрольная функция).

Таким образом, супервизорство представляет собой технологию, включающую в себя подготовку социального работника, его последующий профессиональный рост и профилактику профессиональных рисков.

Социальная работа признана одним из специфических видов профессиональной деятельности с повышенным уровнем психологической нагрузки. Социальный работник подвержен многим профессиональным рискам, часто приводящим его к стрессовым ситуациям.

Среди многих стрессогенными факторами в профессиональной социальной работе являются постоянно повышенная эмоциональная нагрузка; необходимость действовать в непредсказуемых ситуациях; неуверенность в конечном положительном результате своих действий; повышенная ответственность не только за свои поступки, но и за действия других; чувство отчаяния от невозможности решить проблему своего подопечного.

Предстрессовые состояния социальных работников характеризуются отчуждением от работы специалиста; рассмотрением работы с точки зрения пессимизма; разочарованием в работе; довольно частыми обращениями за помощью к другим специалистам, т. к. считает себя беспомощным в решении проблемы клиента; отношением к клиентам жёстко, бюрократично, механически, педантично и формально.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Введение.
Современное человечество—это более 6 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, более полутора сотен государств; это многообразие экономических укладов, форм социально-политической и духовной жизни. Одна из причин такого разнообразия ...

Демографическая проблема. Общие сведения
Население Российской Федерации, по предварительным данным переписи населения (октябрь 2002), составляет 145287,4 тыс. человек. Плотность населения относительно невелика. Она втрое ниже, чем в США, в 17 раз ниже, чем в Европейском союзе, и ...

Факторы религиозных конфликтов
«В рамках конфликтологических теорий за отправной момент берётся тот факт, что религия может действовать как фактор, несущий не интеграцию, а конфликт. Интегративным социальным теориям противостоит взгляд, согласно которому общество состо ...