SocioDone

Социология: современные тенденции

Рекомендации по совершенствованию подготовки специалистов по социальной работе в России
Страница 3

Информация о социологии » Совершенствование системы подготовки специалистов по социальной работе в России » Рекомендации по совершенствованию подготовки специалистов по социальной работе в России

Участие в проектной деятельности приведёт к актуализации и обогащению личностного опыта студента; будет стимулировать его самостоятельную работу; обеспечит реальное участие в конкретной социальной практической деятельности.

3) Художественно – творческие технологии

Знакомство с опытом подготовки специалистов в Нидерландах позволило обнаружить большие возможности творческой специализации социальных работников. Наибольшее впечатление произвели творческие социальные проекты, подготовленные студентами и преподавателями высших учебных заведений - масштабом времени (недельная продолжительность праздника), уровнем профессионализма организаторов и исполнителей, охватом различных категорий населения (инвалидов, многодетных семей, молодежи, пожилых людей). В Российской системе подготовки специалистов по социальной работе необходимо освоение новой дисциплины "Художественно-творческие технологии в социальной работе". Нужно создать систему программного и методического обеспечения преподавания таких креативных дисциплин, связанных с такими видами творчества, как театрализация, музыкальная и изобразительная деятельность, имеющими значительный потенциал профессионально-личностного развития студентов.

В рамках этой дисциплины займёт достойное место и метод проектов. Студентам в ходе учебного предмета необходимо разрабатывать и проводить культурные проекты для социальных учреждений различного профиля, что позволяет решать социально значимые задачи районного и городского уровней.

4) Построение ориентировочно-целевого блока деятельности студентов

Знакомство с учебными планами и организацией подготовки специалистов за рубежом позволило увидеть альтернативные подходы к созданию учебного плана, основанные на процессах либо обучения, либо учения. В первом случае центром обсуждения и планирования выступают действия преподавателя, во втором - студента. Теперь необходимо сформулировать требования к построению целей освоения каждой учебной дисциплины с позиций растущей профессиональной компетентности студента. Помимо традиционных учебных целей, связанных с освоением предметного и операционально-технического содержания дисциплины, нужно сформулировать цели, определяющие субъектную составляющую обучения, в частности его ценностно-смысловое содержание. Таким образом, каждая учебная дисциплина должна быть представлена студенту с четырех целевых позиций освоения:

ценностно-смысловой (мотивационно-ориентировочный компонент);

предметно-содержательной компетентности;

предметно-операциональной компетентности;

профессионально-личностного роста.

Необходимо подготовить материалы, в частности "Информационный пакет" для студентов каждого курса, ориентирующие в учебном плане, а также помогающие представить логику освоения учебных дисциплин данного года обучения. Такая информация позволит студентам реально планировать самостоятельную работу, видеть перспективы своего продвижения в предметной области, рационально использовать аудиторное и внеаудиторное учебное время. Данное направление работы за счет создания "прозрачности" учебных планов реально поспособствует повышению роли самого студента в становлении его как профессионала.

5) Мониторинг качества образовательного процесса в профессиональной подготовке специалиста

С помощью интеграции зарубежного опыта и основных тенденций развития высшего образования в России необходимо определить основные конституирующие положения. Прежде всего, при определении качества подготовки нужно рассматривать позиции всех заинтересованных сторон, для экспертизы различных аспектов образовательного процесса должны привлекаться студенты, преподаватели, администрация вуза, учебно-вспомогательный персонал, работодатели и работающие специалисты и т.д.

Процесс реализации системы обеспечения качества будет носить систематичный и цикличный характер, включать этапы целеполагания, собственно оценивания, анализа и обсуждения результатов оценивания, принятие решения и их реализации, постановки задач нового цикла работы.

В зарубежных системах совершенствования профессиональных качеств социальных работников существенное место занимает супервизорство, в основе которого лежит идея активного использования опыта, накопленного в процессе практической работы. В России пока супервизорство не получило широкого развития. Однако оно заслуживает серьёзного внимания, т. к. наряду с используемыми инновационными организационными и содержательными формами социальной работы и развития кадров может оказаться очень результативным.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Основные факторы, влияющие на демографическую ситуацию в стране. Рождаемость и продолжительность жизни
Начиная со второй половины ХХ века в России происходит устойчивое сокращение уровня рождаемости. Внутрисемейное регулирование деторождения получает всеобщее распространение, превращается в неотъемлемую часть образа жизни людей и становитс ...

Аннотация
Адаптация, дезадаптация, женщины, освобождающиеся из мест лишения свободы, исправительные учреждения, места лишения свободы, осужденные женщины, пенитенциарная система, социальный работник, социальный психолог, социальный педагог, специал ...

Определение бедности
По определению П. Таунсенда, к бедным следует относить тех у кого «не хватает ресурсов для приобретения продуктов питания, участия в социальной деятельности и обеспечении себя жизненными условиями, которые широко признаны в обществе, к ко ...