Система профилактической работы с подростками, направленная на профилактику
девиантного поведенияСтраница 1
Можно выделить два способа осуществления профилактической работы: разъяснительный и упреждающий.
Задача разъяснительной профилактики состоит в том, чтобы добиться решительного осуждения общественностью негативных проявлений в молодежной среде. Например, школьникам и родителям широко разъясняются последствия курения, пьянства, употребления бытовых токсических веществ.
Действенным инструментом профилактики отклоняющегося поведения выступает индивидуальная воспитательная работа. Именно она позволяет осуществить «непосредственный выход» на несовершеннолетнего, поведение которого может быть охарактеризовано как отклоняющееся. Индивидуальная воспитательная работа – основное средство разъяснительной профилактики в условиях семьи, школы, внешкольных учреждений, где осуществляется постоянный контакт со взрослыми. Самое главное здесь не допустить ошибки, так как искажения, допускаемые в индивидуальной воспитательной работе, могут привести трудновоспитуемого подростка к противоправным действиям.
Упреждающая же профилактика имеет иные характеристики. Она направлена не на конкретные проявления отклоняющегося поведения, а на целые направления, комплексы социальных отклонений: мировоззренческие, трудовые, семейно-бытовые. Здесь решаются такие проблемы, как плохая организация досуга, изъяны, связанные с нравственным, политическим, эстетическим воспитанием, проблемы педагогической запущенности учащихся.
В данном случае, говоря о педагогической запущенности учащихся (педагогическая запущенность – первая стадия возникновения девиации), речь пойдет об упреждающей профилактике. Ведь педагогическая запущенность чаще является предпосылкой для появления других форм отклонения.
Задача педагогической профилактики решается в рамках школы, причем с двух сторон: нейтрализация внешних отрицательных факторов, влияющих на формирование личности школьника; приостановка развития лени, эгоцентризма, недисциплинированности учащихся. Устранение внутренних причин происходит в процессе перевоспитания несовершеннолетнего. Этот процесс будет эффективней, если будет сочетаться с профилактическими мероприятиями и приобретет коллективный характер, (педагоги привлекут родителей и общественность). Общественные мероприятия должны носить гуманистический характер.
В работе с трудновоспитуемыми подростками очень важно уметь прогнозировать пути дальнейшего развития личности.
В целях воспитательно-профилактической работы можно порекомендовать такие меры наказания как: предупреждение, постановка на вид, уведомление родителей; обсуждение поведения учащегося в коллективе класса; обсуждение на Совете профилактики школы.
В связи с тем, что в большинстве случаев, «трудные» подростки воспитываются в неблагополучных, неполных, малообеспеченных семьях, одним из направлений профилактики стало обследование семей на социальную обеспеченность, моральную устойчивость. Все эти семьи находятся на учете и периодическом контроле. В очень редких и крайних случаях происходит полная изоляция детей из семьи, когда наблюдаются угроза жизни для детей или их здоровья.
Планом школы выделяются особые разделы работы: по предупреждение курения, наркомании, алкоголизма; проводятся беседы на различные темы правового воспитания; встречи с врачом-наркологом, врачом-гинекологом, работниками правоохранительных органов.
Основные формы работы с трудновоспитуемыми – это посещение семей на дому, приглашение родителей в школу, тематические классные часы и родительские собрания.
Другие материалы:
Организмическая теория
Спенсер считал очевидным сходность общества с биологическим организмом как строением, так и функционированием. Сходство заключалось в факторах:
1. Рост. И организм, и общество имеют тенденцию к росту и развитию.
2. Общество состоит из и ...
Специальная монография Э.Дюркгейма
Проблеме самоубийств Э. Дюркгейм посвятил специальную монографию. Его исследование примечательно по нескольким причинам. Во-первых, эта работа стала социологической классикой. Во-вторых, на примере особого и весьма индивидуализированного ...
Социально-психологические последствия.
Социально-психологические последствия трансформации российского общества оказались для семьи гораздо более трагическими, чем социально-экономические. Именно этими последствиями были в первую очередь обусловлены социально- демографические ...
