SocioDone

Социология: современные тенденции

Выделяют две основные разновидности по степени вовлеченности исследователя в деятельность объекта изучения: включенное и невключенное наблюдение.

Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрируют все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе или устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), но он проводит включенное наблюдение.

Наблюдение может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным). При косвенном наблюдаются не сам объект или его действия, а эффект его взаимодействия с другими объектами или результаты его действий. Таким образом, специфика косвенного наблюдения заключается в том, что о свойствах ненаблюдаемого (самого объекта) судят по наблюдаемым проявлениям (его действиям). А это предполагает обязательное наличие некоторых предварительных теоретических (или хотя бы гипотетических) представлений о механизме связи-причины (ненаблюдаемого объекта) и следствия (наблюдаемого действия).

Процедуру наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности:

· формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач;

· определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения;

· разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдения;

· определение выборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений;

· подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т.д.);

· запись результатов наблюдений;

· анализ и интерпретация данных;

· подготовка отчета и выводов по итогам исследования.


Другие материалы:

Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного соз ...

Роль и место социального института образования в преобразовании общества
Разумеется, социология образования не может обойти своим вниманием и технологические вопросы. Будущие инженеры, экономисты, управленцы, политики XXI века сейчас; находятся в школьных классах и студенческих аудиториях. Естественны вопросы: ...

Общество и научно-технический прогресс
Современное состояние научно-технического прогресса определяется понятием научно-технической революции. Научно-техническая революция — это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на осн ...