SocioDone

Социология: современные тенденции

Роль внутренней культуры личности в практике социальной работы
Страница 2

· эмпатия, т.е. сочувствие, доброта, сострадание;

· склонность к альтруизму;

· терпимость;

· выраженная готовность к контактам с людьми;

· социальная пластичность, т.е. умение поддерживать контакты;

· умение анализировать информацию;

· стрессоустойчивость в процессе общения;

· умение контролировать своё поведение (сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения);

· умение расположить к себе, привлекательная внешность;

· развитая интуиция.

Так же существуют и противопоказания – основания для профнепригодности человека к профессии социального работника:

· склонность к быстрому развитию синдрома «эмоционального сгорания» (пресыщение общением, непреходящая усталость, подавленность);

· черствость, холодность к людям;

· замкнутость, робость;

· озабоченность, эмоциональная неуравновешенность;

· независимость, нежелание подчинятся руководителю.

Также одним из слагаемых выделяется основанное на гуманистических ценностях мировоззрение. Например, Кайгородова выделяет следующее кредо социального работника:

· бережное сохранение и воспроизводство духовных ценностей;

· социальная защищенность;

· забота о здоровье людей;

· экологическая безопасность.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии. Таким образом, обладающая высоким уровнем внутренней культуры, личность – характеристика компетентного профессионала, способного выполнять профессиональную деятельность. Ещё одним из источников знаний о требованиях профессиональной деятельности к её субъекту – это профессиональный кодекс. Кодекс отражает этические обязательства по отношению к клиенту, своим коллегам, руководителем, руководящей организации, перед своей профессией, перед обществом. Несмотря на декларативный характер норм, закрепленных в кодексе, они выражают специфику этического поведения представителя профессии и, следовательно, они выражают некоторые характеристики личности, которые должны проявляться в профессиональной деятельности. Например, трудно поверить, что человек, характеризуемый как лживый, в своей профессиональной деятельности будет соблюдать требования этического кодекса о честности или если человек безответственный, то выполнять свои этические обязательства. Этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам. Таким образом, существуют объективные требования к организации внутреннего мира человека, к культуре его личности, предъявляемые спецификой социальной работы. Они выражены в профессиограмме, психограмме и кодексах профессионального поведения. Эффективное исполнение трудовых обязанностей, полностью погруженных в социальной сфере, области исключительно межчеловеческих взаимодействий, требует от специалиста следовать нравственным и этическим принципам, исповедовать определенный круг ценностей. Это колоссальное давление на внутренний мир человека (психологическое воздействие), каждое взаимодействие, каждый профессиональный контакт с клиентом оказывает влияние на специалиста. Это требует устойчивой структуры внутреннего мира работника, которая может с минимальными затратами и максимальными результатами функционировать в таких условиях. В противном, случае специалист теряет свой единственный ресурс – свою личность, не выдерживая психологического давления, происходит деформация личности, её эмоциональное сгорание. Неподготовленная личность обречена на регулярные стрессы, которые способны привести к неврозу и более тяжелым внутренним состояниям.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Эволюция семьи и брака
Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход о ...

Конфликтная модель устройства общества (Г. Зиммель, Л. Козер)
Уточняя структурно-функционалистскую модель общества, Р. Мертон прежде всего критиковал идею «функционального единства общества», вопреки которой не однородность и единодушие, но конфликт ценностей и столкновения культур являются типичным ...

Исследование деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью. Деятельность Благовещенской городской молодежной общественно
Благовещенская городская молодежная общественная организация «Т.Е.М.А.», именуемая в дальнейшем "Организация", является независимым общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для защиты общих интересо ...