Роль внутренней культуры личности в практике
социальной работыСтраница 1
Показать роль внутренней культуры личности в практике социальной работы можно исходя из требований, которые она предъявляет к специалисту своей спецификой.
Особенности профессии, специфика профессионального труда, требования, предъявляемые к специалисту, описываются в профессиограмме. Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в её освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограамму – портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.
Качественная характеристика субъекта деятельности, представителя данной профессии является профессионализм. Профессионализм определяется мерой владения профессионалом современным содержанием и средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровне профессионализма. К его характеристикам относятся:
· высокая продуктивность;
· высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности;
· оптимальная интенсивность и напряженность;
· высокая точность и надежность;
· высокая организованность;
· низкая опосредованность;
· владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;
· стабильность высоких показателей качества;
· возможность развития субъекта труда как специалиста;
· направленность на достижение положительных социально-значимых целей.
Уровень развития знаний и умений – основных профессиональных составляющих – отражает компетентность. Считается, что профессия предъявляет к специалисту, как минимум два типа требований: профессиональная грамотность и социальная компетенция. Под социальной компетенцией понимается умение организовывать людей, подчинятся, разрешать конфликты и принимать коллективные решения, умение взаимодействовать с людьми.
Более чем владение профессиональными знаниями ценится способность их приобретать, способность быстро добывать и обрабатывать информацию. Это означает, что эффективное усвоение новых профессиональных знаний предполагает понимание субъекта того, ради чего все, в конечном счете, делается. Постоянное общение с людьми в профессиональной деятельности накладывает определенную аксиологическую специфику, требующую от специалиста руководствовать нравственными и этическими принципами, придерживаться определенных ценностей. Такая особенность социальной работы устанавливает объективные требования к личности специалиста, без соответствия которым невозможно эффективно исполнять профессиональные обязанности.
Общее требование, объединяющее всех работающих в социальной сфере, – это способность к «принятию» клиента, уважение его прав и толерантность по отношению к клиенту. Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех её разновидностях сводятся к общечеловеским ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности. На основе изучения современных представлений о социальном работнике можно сформулировать свод более конкретных требований:
Другие материалы:
Образование и его роль в развитии общества
Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. По своей сути образование представляет собой целенаправленную познавательную деяте ...
Теоретико-методологические проблемы и особенности современного социального
партнерства в России
Анализ освещения социального партнерства в научной литературе свидетельствует о многоплановости проблемы, наличии противоречивых, нерешенных вопросов, включающих самые разнообразные аспекты. В научной литературе и на практике социальное п ...
Метод экспертной оценки в социологическом исследовании
Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью, безличностный опрос с помощью возможностей Internet или E-mail предназначены прежде всего для массовых опрос ...
