SocioDone

Социология: современные тенденции

Роль внутренней культуры личности в практике социальной работы
Страница 1

Показать роль внутренней культуры личности в практике социальной работы можно исходя из требований, которые она предъявляет к специалисту своей спецификой.

Особенности профессии, специфика профессионального труда, требования, предъявляемые к специалисту, описываются в профессиограмме. Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в её освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограамму – портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.

Качественная характеристика субъекта деятельности, представителя данной профессии является профессионализм. Профессионализм определяется мерой владения профессионалом современным содержанием и средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровне профессионализма. К его характеристикам относятся:

· высокая продуктивность;

· высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности;

· оптимальная интенсивность и напряженность;

· высокая точность и надежность;

· высокая организованность;

· низкая опосредованность;

· владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;

· стабильность высоких показателей качества;

· возможность развития субъекта труда как специалиста;

· направленность на достижение положительных социально-значимых целей.

Уровень развития знаний и умений – основных профессиональных составляющих – отражает компетентность. Считается, что профессия предъявляет к специалисту, как минимум два типа требований: профессиональная грамотность и социальная компетенция. Под социальной компетенцией понимается умение организовывать людей, подчинятся, разрешать конфликты и принимать коллективные решения, умение взаимодействовать с людьми.

Более чем владение профессиональными знаниями ценится способность их приобретать, способность быстро добывать и обрабатывать информацию. Это означает, что эффективное усвоение новых профессиональных знаний предполагает понимание субъекта того, ради чего все, в конечном счете, делается. Постоянное общение с людьми в профессиональной деятельности накладывает определенную аксиологическую специфику, требующую от специалиста руководствовать нравственными и этическими принципами, придерживаться определенных ценностей. Такая особенность социальной работы устанавливает объективные требования к личности специалиста, без соответствия которым невозможно эффективно исполнять профессиональные обязанности.

Общее требование, объединяющее всех работающих в социальной сфере, – это способность к «принятию» клиента, уважение его прав и толерантность по отношению к клиенту. Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех её разновидностях сводятся к общечеловеским ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности. На основе изучения современных представлений о социальном работнике можно сформулировать свод более конкретных требований:

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Анализ пенсионного обеспечения в РФ. Анализ финансирования пенсионного обеспечения в РФ в 2007 – 2009 г.
Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации [1]. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются сумм ...

Понятие брака.
В юридиче­ской литературе сложились различные определения брака. Приведем одно из них, предложенное Г. К. Матвеевым: “Брак есть свободный, равноправный и в принципе пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и ...

Состав социальной реальности
Социальная реальность складывается из множества разнородных, но взаимосвязанных явлений, систематизация которых является трудной задачей. Не ставя такой задачи, выделим лишь некоторые важнейшие компоненты социальной реальности. Сами люди ...