SocioDone

Социология: современные тенденции

Влияние миграции на межнациональные отношения.
Страница 1

Установлено, что миграционные потоки оказывают существенное влияние на этнический состав населения, обостряют межнациональные отношения и формируют негативные стереотипы в отношении мигрантов. Учтем, что процессы протекают на фоне резкого снижения уровня жизни большинства коренного населения. В некоторых российских регионах напряженность и недовольство коренного населения иногда перерастали в открытые выступления, протесты и даже насильственные действия.

Проведенный анализ сообщений региональной прессы по проблеме возникновения конфликтов между коренным населением и мигрантами в 1990-е годы позволил установить, что одной из самых конфликтных групп коренного населения являлись казаки, которые на ранних этапах возрождения своего движения нашли в этнических мигрантах объект для реализации идей «этнической чистоты» традиционных русскоязычных территорий. В 1990г. в Ставропольском крае был официально оформлен Союз казаков, который, по мнению его организаторов, представлял интересы около 1 млн. потомков казаков, проживающих в регионе [17]. Согласно другим данным, только 120 тыс. чел. на Ставрополье идентифицируют себя с казаками [18], и данная оценка нам представляется более реальной.

Значительный миграционный приток представителей некоторых национальностей, вытеснение русского населения из стран бывшего СССР и Чеченской республики, многочисленные захваты заложников, террористические акты в Буденновске, Кизляре, Первомайском, уровня повышение преступности инициировали целый ряд крупных акций казачества на Северном Кавказе. При этом жертвами обычно становились мигранты различных этнических групп.

Обычной формой выступлений казачества стали митинги, демонстрации, акции протеста. В 1991-1994 гг. в Ставропольском крае зарегистрировано более 70 преступлений, в которых участвовали казаки [17]. К тому же отмечены случаи незаконного хранения казаками оружия.

Выступления местного населения и казачества против месхетинских турок происходили в нескольких регионах и населенных пунктах. В начале 1990-х годов лидеры адыгского национального движения в Кабардино-Балкарии выступили против поселения месхетинских турок [20] В 1994г. казачий сход в селе Красный Кут Веселовского района Ростовской области принял решение о выселении месхетинских турок, и несколько семей были вынуждены выехать из населенного пункта [21]. В Краснодарском крае произошел целый ряд инцидентов между казаками и турками-месхетинцами.

Отмечены выступления также против армян. В Ставропольском крае в 1994г. из станицы Лысогорской Георгиевского района была выселена армянская семья. В 1995г. на митинге казаков в Георгиевске звучало требование выселить армян [22]. Избиения армян в Краснодарском крае происходили в 1992г. в Анапе, Краснодарском аэропорту, Армавире, Тимашевске, в 1993г. – в Анапе и Анапском районе [23], в 1994г. - в станице Елизаветинской Прикубанского района Краснодара [24]. В июле 1997г. более двух тысяч жителей Кореновска Краснодарского края собрались по инициативе казаков на митинг на главной площади города и требовали выселить армян [25].

В Краснодарском крае в 1997г. на стихийном митинге в городе Кореновске жители обвинили переселенцев-курдов в том, что они нигде не работают, совершают мелкие хищения в домохозяйствах, потравы на полях. Сход потребовал от администрации, УВД и прокуратуры выселить мигрантов, причастных к преступлениям [24]. Также коренные жители в некоторых регионах выступали против цыган, даргинцев, аварцев, чеченцев и «лиц кавказской национальности».

Установлено, что взаимоотношения опрошенных мигрантов с коренным населением более чем у 80% опрошенных складываются нормально и они никогда не испытывали к себе пренебрежительного отношения со стороны кого, бы то ни было. При этом 9% опрошенных мигрантов иногда или регулярно испытывают такое отношение, в связи с их национальностью. Как ни странно, большинство опрошенных мигрантов заявили о «притеснениях», которые они испытывали, главным образом, в государственных учреждениях от официальных лиц и милиции. Буквально единичны ответы о пренебрежительных высказываниях в адрес мигрантов со стороны пассажиров общественного транспорта и прохожих и ни одного ответа в отношении сослуживцев. Примерно 1/6 опрошенных мигрантов разных национальностей считает, что их права существенно ущемлены в регионе.

Около 30% опрошенных мигрантов никогда бы не стали принимать участия в борьбе за права свой этнической группы в любой форме. Тем не менее, потенциал конфликтности достаточно высок и примерно 5% опрошенных готовы отстаивать права своей этнической группы, в том числе и в вооруженной форме. На новом месте жительства для мигрантов характерна сплоченность. Более 95% опрошенных мигрантов поддерживают отношения с представителями своего этноса. Однако данная сплоченность часто не оформлена юридически, поскольку 65% опрошенных никогда не слышали и не знают о существовании в своем населенном пункте национальных обществ.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Эволюция управленческих парадигм
В период расцвета фордизма в конце 20-х—начале 30-х годов неудовлетворенность «инженерно-экономическим» пониманием человеческой природы и характера трудового процесса приводит к возникновению в США радикального альтернативного направления ...

Теоретические основы деятельности школьного социального педагога. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
Социальный педагог – ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия «социальный педа ...

Обучение детей с сенсорными нарушениями и признание права аномальных детей на образование.
Изменение отношения государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками охватывает на Западе временной отрезок с конца XVIII до конца XIX в. За это вре­мя западноевропейские государства прошли путь от осознания воз­мож ...