SocioDone

Социология: современные тенденции

Основная характеристика и условия установления инвалидности. Понятие инвалидности, направления социальной защиты инвалидов
Страница 1

Информация о социологии » Право социального обеспечения инвалидов в России » Основная характеристика и условия установления инвалидности. Понятие инвалидности, направления социальной защиты инвалидов

Сформировавшиеся в обществе стереотипы в отношении инвалидов лежат в основе подхода к понятию инвалидности, которое в свою очередь и определяет социальную политику в отношении инвалидов и их положение в обществе.

Стереотип можно определить как устойчивое представление о ком-либо или о чем-либо, основанное на жизненном (личном) опыте или отсутствии его. Стереотипы формируются, как правило, с детства, и в той или иной степени присутствуют у всех людей. Например, «гаишник – взяточник», «чиновник – коррупционер, бюрократ» и т.д. Стереотипы могут носить как негативную, так и позитивную окраску[2].

Существуют два основных стереотипных подхода к инвалидности – это «традиционный», или как его еще называют, «медицинский» подход (необходимо отметить, что название «медицинский» не имеет никакого отношения к медицине), и социальный подход.

Медицинский – это подход, концентрирующийся на дефекте, существующем у человека, его соматических или психических нарушениях.

На вопрос, что делает человека инвалидом (ограничивает его возможности), согласно традиционному подходу ответы будут следующими: «Люди являются инвалидами из-за того, что они не могут ходить, слышать, видеть, говорить и т.д.»[3]

С позиций такого подхода закономерным будет вывод о том, что «инвалиды всегда больны», «инвалиды не подпадают под определение нормы и поэтому не могут работать, не могут посещать обычные школы, не могут иметь детей, являются иждивенцами и обузой».

Соответственно, если сконцентрироваться только на нарушениях здоровья и считать людей с инвалидностью, прежде всего, больными людьми, то действия по улучшению их положения будут в основном медицинскими (физическая реабилитация, лечение, благотворительная помощь). Таким образом, человек с инвалидностью лишается права на самостоятельный жизненный выбор (он же не врач, не специалист), и становится «больным», «опекаемым», на жизнь которого специалистами наложено множество ограничений. В конечном счете, это ведет к социальной изоляции инвалидов, созданию представления о том, что инвалиды не считаются полноценными членами общества.

Социальный подход – это подход, сконцентрированный на барьерах и препятствиях в окружении человека, ограничивающих реализацию его прав и возможностей, и на самих этих возможностях. Таким образом, ответ на вопрос, что делает человека инвалидом (человеком с ограниченными возможностями), с позиций социального подхода будет звучать следующим образом: «Люди являются инвалидами из-за физических барьеров в окружающей среде, из-за отсутствия доступа к информации и общению, из-за отсутствия доступа в обычные школы и ВУЗы, из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы, из-за недоступного жилья, транспорта, из-за негативного отношения к себе и дискриминации со стороны общества и т.д.»[4]. Инвалидность с позиций данного подхода – это основной вопрос, касающийся прав человека.

Для того чтобы увидеть различия между этими двумя подходами и тем, как они влияют на отношения в обществе, достаточно обратиться к одному простому примеру.

Давайте представим человека на коляске, который хочет взять книгу в общественной библиотеке. Почему он не может попасть в библиотеку? Рассматривая эту ситуацию через призму медицинской модели, логичным ответом на вопрос будет: «Потому что он на коляске». Проблема заключается в коляске. Суть проблемы – в самом инвалиде, поэтому мы должны «починить» его. Но если это невозможно сделать, и большинство людей с инвалидностью не могут быть «починены»? Ну, тогда он не сможет попасть в библиотеку. Эту проблему нелегко разрешить[5].

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Арттерапия как средство коррекции девиантного поведения подростков из неблагополучных семей. Понятие, функции и виды арттерапии
Арт-технология – это метод профилактики, реабилитации, коррекции, досуга, социализации и развития личности посредствам художественного творчества. Он привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Арт-технология ис ...

Этапы социальной диагностики
Любой технологический процесс в социальной диагностике имеет сходную структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом его всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявлен ...

Ценностные ориентации молодежи.
Следующий, заключительный блок вопросов нашего исследования посвящен ценностным ориентациям и приоритетам нынешней молодежи городов разного функционального типа. Ценностные ориентации (или реже — предпочтения) — это определенная совоку ...