SocioDone

Социология: современные тенденции

Внутренняя культура личности. Понятие внутренней культуры личности
Страница 2

Информация о социологии » Роль внутренней культуры личности и коммуникации в практике социальной работы » Внутренняя культура личности. Понятие внутренней культуры личности

Из духовно-нравственной сферы выделяют:

· совесть (внутренний судья, оценивающий нравственность чувств, мыслей, желаний, поступков, поведения и способа жизни человека);

· самооценка (способствует изменению направленности личности и в соответствии с этим – поведения и способа жизни);

· воля (порождает вначале чувство, затем, через осознание потребности, дает начало мысли желанию и далее – поступку, поведению и способу жизни).

Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности определяется как процесс формирования новых ценностных ориентаций нравственного плана. Нравственность в большинстве этических учений отождествляется с моралью. Но следует различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им). Нравственные представления и поведение людей могут расходиться.

В некоторых определениях подчеркивается, что психологическим регулятором поиска смысла нравственных проблем у человека является совесть.

Совесть характеризует способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, давать оценку их поступкам. Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека.

Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации.

Внутреннюю культуру можно оценивать как культуру высокого уровня, если она соответствует требованиям общественной морали или светской этики, проявляется в форме следования этикету, принятому в той или иной сфере деятельности личности. Важной характеристикой высокого уровня внутренней культуры личности можно выделить способность к рефлексии и готовность нести ответственность за свои действия.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Становление общественного и частного призрения в Российском государстве в XVIII – XIX в.в. Государственно-административный подход к общественному и частному призрению и помощи инвалидам
Государственно-административное общественное и частное призрение складывалось на протяжении почти двух столетий. Его становление как системы происходит с XVIII по вторую половину XIX в. Оформляется административная система помощи инвалида ...

Экономическая структура населения
Экономическая структура населения. Возрастные классы ежегодно сдвигаются вверх, рождаемость восст-ет основание пирамиды. Если население молодо, то пирамида имеет широкое основание и становится тоньше к верху, для пожилого населения основ ...

Брак в древности
Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку ...