SocioDone

Социология: современные тенденции

Внутренняя культура личности. Понятие внутренней культуры личности
Страница 1

Информация о социологии » Роль внутренней культуры личности и коммуникации в практике социальной работы » Внутренняя культура личности. Понятие внутренней культуры личности

В обыденной речи использование понятия «культура» характерно для оценочных суждений и выражает определенную совокупность черт личности человека. Например, как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности, как совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации, как отдельную сферу жизни общества.

В зависимости от области научного знания понятие культуры трактуется по-разному. В культурной антропологии одно из самых распространённых определений принадлежит немецким антропологам А. Крёберу и К. Клакхону, в котором говорится, что «…культура может быть определена как все виды деятельности, а не физиологические результаты (продукты человеческих особей, не являющиеся безусловно рефлекторными или инстинктивными). Это далее означает, выражаясь языком биологии и физиологии, что культура состоит из условно рефлекторных и приобретенных обучением видов деятельности, а также их производным продуктом. В свою очередь идея обучения снова возвращает нас к тому, что является социально передаваемым, т.е. передаваемым по традиции, что приобретено человеком как членом общества».

Обобщая всё многообразие определений культуры, Садохин выделяет 8 наиболее общих характеристик культуры, среди которых:

· культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обычаях, традициях;

· она не наследуется генетически, а усваивается с помощью обучения;

· культура функционирует в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания её носителями своего группового и индивидуального Я, различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с другими культурами и народами.

Часто в литературе по социальной работе в качестве синонимов «культуре личности» используются понятия «духовность», «нравственность» и «духовно-нравственное развитие личности». Часто говоря о том, кто может стать социальным работникам, среди всех критериев особенно выделяют «систему духовных ценностей». Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех её разновидностях сводят к общечеловеческим ценностям (уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности).

В психологической науке определение духовности и духовно-нравственного развития личности, как и в культурологи, не едино и понимается многими авторами по-своему. Наиболее ясное отражение этого вопроса находится в статье Старшиновой О.П.

Так, например, в ценностно-смысловой концепции личности Братуся Б.С., согласно которой сущность человека определяется через его отношение к другому человеку как к самооценности, к существу, олицетворяющему собой бесконечные потенции человеческого рода. Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни, выступает во всем своем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия, особого рода реальности. Духовное начало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. В психологическом плане духовность характеризуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмоционально-волевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение. С общественной точки зрения она представляет собой идеальный комплекс норм, которые выступают по отношению к субъекту и обществу не как данность, а как заданность и непреложный императив.

Определяя роль духовности в развитии личности, Братусь указывает, что она придает смысл жизни человека; в ней он черпает ответы на волнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Рыночные отношения в современной экономике
Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика крыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и о ...

Одинокие родители 2. Одинокие среднего возраста. Старшие одинокие
Одинокий родитель 2 – одинокий родитель 35-65 лет. Часто находятся под финанс. прессом – на них возлагаются те же требования что и на супружеские пары среднего возраста, но при этом один человек несет весь груз ответственности за обязанно ...

Объект и предмет социологии
Объектом исследования для любой науки является реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружаю ...