SocioDone

Социология: современные тенденции

Современная цивилизация и политическая жизнь.
Страница 4

Но в то же время, если ни одна из трех отраслей государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, а торможения. Верховное положение в правовом государстве занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.

Во всех правовых государствах законодательная власть принадлежит парламенту – представительному выборному органу.

Текущая жизнь государства складывается из многочисленных актов реализации тех норм, которые приняты законодателем. Поэтому выдвигается на первый план исполнительно-распорядительная ветвь власти – правительство и подчиненные ему ведомства.

В США – это кабинет при президенте, состоящий из 14 человек – глав исполнительных департаментов. Он не отвечает перед палатами конгресса, и конгресс не может вынести ему вотум недоверия. Однако сдерживание исполнительной власти достигается, во-первых, тем, что конгресс утверждает большинство назначений, сделанных президентом. Во-вторых, он, опираясь на свои контрольные функции, следит за правомерностью деятельности должностных лиц. В еще большей степени конгресс использует свои финансовые полномочия, включая рассмотрение ассигнований правительству на конкретные цели.

Во Франции, в отличие от США, правительство находится в двойном подчинении. Его формирует и контролирует президент, но оно отвечает и перед Национальным собранием (парламентом), которое может выразить правительству вотум недоверия. В свою очередь президент имеет право роспуска Национального собрания.

Существующие во многих странах президентские республики, независимо от модели – американской или французской, предполагает наличие избранного народом «сильного» президента, которому вручается высшая исполнительная власть. Важную роль в борьбе со злоупотреблениями власти играет институт импичмента – привлечения к ответственности президента и других должностных лиц за нарушение закона.

Исполнительная власть не должна подменять власть судебную. Никто не может быть судьей в собственном деле. Поэтому гражданин в правовом государстве имеет право обжаловать действия исполнительной власти в независимом суде. Независимость суда достигается путем назначения судей пожизненно или на длительный срок.

Во всех правовых государствах созданы конституционные суды, обеспечивающие проверку законов и подзаконных актов с точки зрения их соответствия Конституции.

Конечно, и правовые государства мирового сообщества не идеальны. Они складывались по-разному, имеют свои особенности и недостатки. Однако в процессах их формирования прослеживалась общая черта – движение общества к свободе, осознанное стремление обуздать государство-Левиафана, заставив его уважать и защищать права, честь и достоинство личности как высшую ценность.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие материалы:

Социальные последствия наркоманий
Непосредственным результатом систематической наркотизации является снижение активности, энергетического потенциала больных, проявляющееся, прежде всего в снижении и потере трудоспособности. Значительная часть наркоманов не работает. Они ж ...

Теоретические основы благотворительной деятельности. Понятие и классификация благотворительности
Одной из ключевых проблем исследования благотворительной деятельности до сих пор остается слабо проработанный терминологический аппарат и соответственно связанные с этим разночтения в понимании благотворительности как явления. Среди иссл ...

Социологический анализ положения пенсионеров на рынке труда г. Москвы. Особенности положения работающих пенсионеров на рынке труда г. Москвы
Москва является одним из высокоразвитых субъектов Российской Федерации. Согласно оценке Минэкономразвития России, по уровню социально-экономического развития Москва отнесена к городам с уровнем развития «выше среднего» - самой высокой инт ...