SocioDone

Социология: современные тенденции

Современная цивилизация и политическая жизнь.
Страница 4

Но в то же время, если ни одна из трех отраслей государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, а торможения. Верховное положение в правовом государстве занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.

Во всех правовых государствах законодательная власть принадлежит парламенту – представительному выборному органу.

Текущая жизнь государства складывается из многочисленных актов реализации тех норм, которые приняты законодателем. Поэтому выдвигается на первый план исполнительно-распорядительная ветвь власти – правительство и подчиненные ему ведомства.

В США – это кабинет при президенте, состоящий из 14 человек – глав исполнительных департаментов. Он не отвечает перед палатами конгресса, и конгресс не может вынести ему вотум недоверия. Однако сдерживание исполнительной власти достигается, во-первых, тем, что конгресс утверждает большинство назначений, сделанных президентом. Во-вторых, он, опираясь на свои контрольные функции, следит за правомерностью деятельности должностных лиц. В еще большей степени конгресс использует свои финансовые полномочия, включая рассмотрение ассигнований правительству на конкретные цели.

Во Франции, в отличие от США, правительство находится в двойном подчинении. Его формирует и контролирует президент, но оно отвечает и перед Национальным собранием (парламентом), которое может выразить правительству вотум недоверия. В свою очередь президент имеет право роспуска Национального собрания.

Существующие во многих странах президентские республики, независимо от модели – американской или французской, предполагает наличие избранного народом «сильного» президента, которому вручается высшая исполнительная власть. Важную роль в борьбе со злоупотреблениями власти играет институт импичмента – привлечения к ответственности президента и других должностных лиц за нарушение закона.

Исполнительная власть не должна подменять власть судебную. Никто не может быть судьей в собственном деле. Поэтому гражданин в правовом государстве имеет право обжаловать действия исполнительной власти в независимом суде. Независимость суда достигается путем назначения судей пожизненно или на длительный срок.

Во всех правовых государствах созданы конституционные суды, обеспечивающие проверку законов и подзаконных актов с точки зрения их соответствия Конституции.

Конечно, и правовые государства мирового сообщества не идеальны. Они складывались по-разному, имеют свои особенности и недостатки. Однако в процессах их формирования прослеживалась общая черта – движение общества к свободе, осознанное стремление обуздать государство-Левиафана, заставив его уважать и защищать права, честь и достоинство личности как высшую ценность.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие материалы:

Понятие и значение виктимологической статистики
Если обратиться к официальной государственной отчетности МВД РФ, то можно заметить, что перечень отражаемых в ней данных неполный. Показатели уголовно-правовой статистики как одного из двух разделов судебной статистики характеризуют, с од ...

Прогнозы демографических процессов. Меры по улучшению демографической ситуации в России
Исходя из характера демографических процессов последнего десятилетия, а также демографических предпосылок более ранних лет, можно сделать прогнозную оценку основных тенденций развития демографической ситуации в стране на перспективу. В ос ...

Институционализация индустриального конфликта
Марксизм в доминировавшей у нас в советский период ортодоксальной версии тяготел к двум крайностям: применительно к странам «реального социализма» проблема всячески обходилась, применительно же к западным странам делался непременный акцен ...