Предпринимательская деятельность населения в Тюменской области: реальность
и прогнозСтраница 1
Феномен предпринимательства и предпринимательского поведения в науке интерпретируется различным образом. Тем не менее, в настоящее время сложилась устойчивая традиция понимать предпринимательскую активность как инновационное поведение, реализуемое в экономическом секторе социальной жизни. Различные характеристики предпринимательского поведения наиболее глубоко изложены в дополняющих друг друга концепциях Й. Шумпетера, Н.Д. Кондратьева, Ф. Найта, а также представителей современной экономической школы Л. Мизеса, Ф. Хайека, И. Кирцнера. Й. Шумпетер критерием предпринимательства считал инновацию. Предпринимательская деятельность, с этой точки зрения, является двигателем экономического развития, поскольку прибыль образуется посредством производства чего-то нового или нахождения новых способов производства уже существующего.
Предпринимательство – это инновационная модификация экономического поведения, ориентированная на остаточный доход, не доступный другим стандартно действующим агентам рыночного процесса. В более широком смысле предпринимательское поведение – одна из инновационных форм социального поведения. Близкой к ней формой инновационной (полупредпринимательской) деятельности является самостоятельная занятость. Также можно классифицировать предпринимательскую активность в зависимости от выбора формы осуществления предпринимательской функции. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство.
По данным статистики в Тюменской области определенные надежды по обеспечению населения рабочими местами связываются с развитием малого предпринимательства. Доля занятых в малом бизнесе остается незначительной и составляет 74,6 тыс. человек. По сравнению с предыдущим годом численность работающих в них увеличилась на четверть. Кроме того, многие из субъектов малого бизнеса привлекали дополнительных работников на основе гибких форм занятости. В исследовании в рамках проекта «Социокультурный портрет Тюменской области», проведенном в 2006 г., предпринимателями себя идентифицировали менее 10% опрошенных. Предпринимательством занимаются лица до 30 лет – 0,8%, от 30 до 54 лет – 3,3%, старше 55 лет – 0,2%. Из них 3,0% имеют в личной собственности фирму как основной вид занятости и 0,2% как дополнительную работу. Среди респондентов, которые имеют свою собственную фирму, 0,4% не имеют подчиненных, у 0,9% работают менее 5 человек, 1,0% имеет среди своих подчиненных от 5 до 10 человек, 1,2% от 11 до 50 человек, работающих по найму, 0,3% от 51 до 100 человек, 0,1% имеет в подчиненных более 100 человек-то есть превалирует мелкое и среднее предпринимательство.
Из тех респондентов, кто занят индивидуальной трудовой деятельностью, не имеют подчиненных 1,0%, менее 5 человек – 0,4%, от 5 до 10 человек – 0,3% от всех опрошенных. В селе предпринимателей – собственников больше чем в городе (2,1% и 1,6%). В Тюмени (1,1%) владельцев собственных фирм больше, чем в Тобольске (0,4%) и Ишиме (0,1%). Среди тех, кто занимается индивидуальной трудовой деятельностью, также больше жителей села, чем горожан. Респонденты отмечают, что в тюменском регионе слишком сложно открыть свое дело, существует множество проблем (16,4%).
Около трети населения считает, что в тюменском регионе есть возможность выгодного вложения инвестиций в региональную экономику. Однако доля предпринимательской активности в общей экономической активности практически не росла с 2000 года, и только в последние два года наметился незначительный рост на 2–3%. Доля инвестиционной активности в общей экономической активности растет с 2001 года на 1–2% в год. Однако наибольшую долю в общей динамике составляет потребительская активность.
Другие материалы:
Стратификация общества и культурные различия
В обществах, где ярко выражено социальное неравенство, можно выделить культуру высших и низших слоев или классов. Так, образ жизни российского дворянства 19 века значительно отличался от образа жизни крестьян. Дворяне проводили время, оде ...
Социокультурный аспект социальных сетей
мусульманского сообщества
Социальные сети внутри мусульманского сообщества России можно разделить на несколько групп.
Первая из них – общины, устойчиво существующие на протяжении длительного времени (многие поколения). К таковым относятся сельские и в несколько м ...
Духовное производство и духовное потребление
Под духовным производством обычно понимается производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом духовного про ...