SocioDone

Социология: современные тенденции

Как интерпретирует социальное поведение разработанная Дж. Хомансом социологическая теория обмена?

Информация о социологии » Экономические аспекты социального поведения » Как интерпретирует социальное поведение разработанная Дж. Хомансом социологическая теория обмена?

Большое внимание исследованию социального поведения уделяется в социологической теории обмена, одним из основных авторов которой является американский социолог и социальный психолог Дж. Хоманс. Исходной единицей социологического анализа Хоманс считает «элементарное социальное поведение», т.е. непосредственный обмен поведенческими актами между двумя, тремя и т.д. индивидами. Описывая социальное поведение как универсальный обмен, он формулирует пять принципов межиндивидуального взаимодействия. Первый из них гласит: чем чаще и больше вознаграждается определенный тип поведения, тем охотнее и чаще он повторяется индивидами — будь это в бизнесе, спорте или рыбной ловле. Согласно второму принципу, если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия. В соответствии с третьим принципом, когда вознаграждение за определенное поведение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения. Четвертый принцип утверждает: когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения. Наконец, пятый принцип формулируется следующим образом: чем больше ущерба несут человеку правила распределительной справедливости, с тем большей вероятностью он будет проявлять эмоциональное поведение, которое мы называем раздражением [11; 134-137, 161].

Таким образом, в хомансовской концепции социальное поведение двух личностей, осуществляется, когда они санкционируют друг друга, т.е. «один вознаграждает или наказывает действия другого» [10; 58].

Дж. Хоманс считает, что сформулированные им пять выводов из теории обмена вполне согласуются с основными экономическими категориями, применяемыми в рыночной экономике. В частности, закон предложения из экономики: «чем выше цена товара, тем больше его будет продавать поставщик» эквивалентен положению: чем ценнее вознаграждение, приносимое деятельностью, тем чаще человек будет ее выполнять. [11; 153].

На основе обобщения этого и ряда других, сходных с ним рассуждений, Дж. Хоманс делает вывод, что «принципы элементарной экономики идеально сочетаются с принципами элементарного социального поведения, если принимать во внимание особые условия, в которых каждые из них применяются. И те и другие имеют отношение к обмену вознаграждающими благами. [11; 152].

Разработанная Дж. Хомансом парадигма социального поведения, базирующаяся на признании первостепенной значимости взаимного обмена благами, действительно нередко реализуется во взаимодействиях людей друг с другом, в частности в области бизнеса. Но в целом поведение людей более многогранно, чем предполагает теория обмена. В области исследовательской деятельности, художественного творчества, в отношениях дружбы, любви и т.д. поведение людей отнюдь не сводится к уравновешиванию затрат и вознаграждений, ибо все это и многое другое в человеческой жизни не имеет стоимостного характера, определяемого обменом товаров и услуг на другие товары и услуги.


Другие материалы:

Появление первого ребенка. Появление второго ребенка. Интеграция детей в общество
С появлением первого ребенка возникает потребность распред. ролей, времени, денег. Кто будет вставать к ребенку по ночам, будут ли род. сидеть дома вместе, или ходить в гости по очереди, или жена будут с ребенком, а муж будет жить как хол ...

Исторические взгляды на семейный брак. Семья и брак в процессе исторического развития – эволюция семейно-брачных отношений.
В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качеств ...

Социальная успешность, как результат социализации. Практическое применение методик социальных исследований
В качестве примера социологического исследования успешности можно привести работу Клеймёновой Ю.Э. «Влияние социально-психологических факторов на успешность карьеры в малом бизнесе». Работа посвящена выявлению ведущих социально-психологи ...