SocioDone

Социология: современные тенденции

Уровень и качество жизни: понятие, индекс человеческого развития, качество жизни

Уровень и качество жизни » Уровень и качество жизни: понятие, индекс человеческого развития, качество жизни

Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие. Поэтому при оценке человеческой жизни следует учитывать степень достижения индивидом этих трех целей. В эпоху становления цивилизации, когда продуктов питания и других средств выживания не было в достатке, жизнь человека оценивалась объемом доступных ему средств выживания, т.е. преобладал физиологический подход к оценке человеческой жизни. С развитием производительных сил общества все большее число людей получало в свое распоряжение объем ресурсов, достаточный не только для выживания, но также для развития и получения удовольствий. В течение многих веков цель получения удовольствий доминировала в представлениях людей над целью Развития, т.е. преобладал утилитаристский подход к оценке человеческой жизни. В рыночной экономике цель получения удовольствий трансформировалась в цель максимизации потребления материальных товаров, и общество превратилось в "общество потребления". К началу XXI в. в развитых странах сформировалось информационное общество, котором признается главенство цели развития творческого потенциала человека. Соответствующий подход к оценке человеческой жизни можно определить как "креативный" (от англ. creative - творческий, созидательный).

В целях количественной оценки процесса развития общества многие экономисты стремились установить интегральный статистический показатель, характеризующий степень достижения "средним" членом общества основных целей жизнедеятельности. Этот показатель обычно называют уровнем жизни. В теоретическом плане понятие "уровень жизни" родственно понятию "благосостояние", поскольку они оба отражают степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Вместе с тем в современной экономик под благосостоянием обычно понимают субъективное благосостояние, в то время как уровень жизни рассматривается в качестве объективного показателя, не зависящего от мнений отдельных людей.

При расчете уровня жизни населения обычно используют частные измерители, характеризующие степень достижения частных целей жизнедеятельности "среднего" члена общества. Так, степень достижения цели выживания может быть оценена удельным весом населения лишенного минимальных средств существования; величиной средней продолжительности жизни и т.д. Степень достижения цели материального потребления оценивается величиной среднего дохода, объемом ВВП на душу населения и т.д. Степень достижения цели развития может быть определена удельным весом населения с высоким уровнем образования, численностью студентов на 1000 человек населения и т.д.

При конструировании интегрального показателя уровня жизни возникает ряд сложностей. Во-первых, каждый из трех частных измерителей уровня жизни выбирается из множества однотипных показателей, и на этот выбор не могут не влиять субъективные взгляды экономиста-исследователя. Во-вторых, создавая формулу расчета интегрального показателя уровня жизни, исследователь закладывает в нее некую относительную значимость частных факторов уровня жизни, которая также носит субъективный характер. В-третьих, частные показатели уровня жизни обычно измеряются в различных единицах, что затрудняет использование этих показателей в качестве аргументов функции уровня жизни. В-четвертых, явление развития весьма сложно, поэтому оно не может быть описано каким-либо одним количественным показателем. Развитие человека как социального индивида характеризуется не только его образованием (которое может быть легко измерено), но также уровнем и направленностью его творческих способностей и степенью развития системы его социальных взаимосвязей с другими людьми: семейных, дружеских, профессиональных, гражданских, политических и т.д. Три из четырех перечисленных выше сложностей успешно преодолены в рамках концепции индекса человеческого развития, которая будет рассмотрена ниже. Что касается проблемы оценки уровня социального развития, то она рассматривается более глубоко в рамках концепции качества жизни. Понятие качества жизни включает в себя как уровень жизни, измеренный тем или иным способом, так и другие количественные и качественные характеристики общественной жизни, отражающие различные аспекты социального развития, в частности состояние преступности, морали, культуры, экологии и т.д.


Другие материалы:

Программа исследования
База исследования: ГОУ «Детский дом № 1» г. Архангельска Количество испытуемых: 21 человек. Цель: исследование межличностных взаимоотношений в разновозрастных группах путем психологического тестирования и включенного наблюдения. Объект ...

Вывод
Анализируя процентные показатели диаграмм двух выборок, можно сделать вывод, что студенты как ФФВ, так и исторического факультета, практически однотипно относятся к лицам с ограниченными возможностями. Наиболее явные отличия можно заметит ...

Роль и место социального работника в образовании
Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений. Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит, ...