SocioDone

Социология: современные тенденции

Семейные ценности новой России.
Страница 1

Всё то, что

не принадлежит к материально- практическому использованию, составляет ценности культуры - интеллектуальные, эмоциональные, нравственные, эстетические. Их употребление обуславливает статус человека в широкой социальной среде и семье как малой группе. Те или другие, ценности связаны с человеком и обладают способностью удовлетворять его потребности, развивать его природную или социальную сущность. Ценности - не вещь, не явление, взятые сами по себе, безотносительно к человеку. Ценности - это вещи, обращённые к человеку с точки зрения их значимости для человека.

Ценностные аспекты присутствуют как в индивидуальном, так и в коллективном сознании. Семья как промежуточное звено между индивидом и обществом также является выразителем коллективного сознания. Семья отражает ценности социальной среды, и эти ценности признаются индивидами, составляющими структуру семьи.

Преобладающий характер могут носить те или иные ценности. Семья может жить по принципу “У нас как у всех” либо отличаться от общей массы оригинальностью поступков и неординарностью культуры поведения, быта, общения. Возьмем, к примеру, национальные ценности. В истории России они в разное время имели большую или меньшую значимость. Национальные идеи охватывали умы людей чаще всего в критические периоды отечественной истории, такие как революция, войны, кризисы. В момент угрозы национальной или государственной целостности общественное групповое, индивидуальное сознание объединяется вокруг национальной идеи. Так происходило в кризисные 1992-1993 года, в ситуации возросшей чеченской угрозы. С ослаблением угрозы социальной напряжённость спадала, и нацию и семью увлекала другая идея: повышения материального благосостояния, борьба с терроризмом, наркоманией, СПИДом. Как следует из сказанного, ценность трудно задать, навязать индивиду или семье, если она не воспринимается ими, тем более в эпоху коренной ломки общественного устройства и отхода от административной, планово-распределительной системы хозяйствования и перехода к рыночной экономики.

В реальной жизни возникает проблема переформирования ценностей, изменение ценностных ориентиров. В частности в брачно-семейных отношениях конца ХХ века царствует грубый материализм. Ухудшение материального положения семей, переход немалого числа семей из категорий среднеобеспеченных в разряд малообеспеченных принудило семью отказаться от затрат на удовлетворение своих культурных потребностей, оставив в возможно полном объёме материальное. Социальные и духовные ценности России 90-х лет освободили место для ценностей материальной жизни.

В наибольшей степени этот процесс затронул молодое поколение, которое в иных более цивилизованных условиях существования, просто не успело оказаться.

Л.Т. Шинелева многие ценности переходного периода называет сомнительными. По её мнению, к их числу относятся театр абсурда, мода, косметология, кулинария, астрология, сексология, светская жизнь, сексуальная психология. Тот социальный стереотип, который активно формируют медиа относительно женщин, исследовательница называет “сном разума”. Женщина предстаёт в нём не личностью, обладающей всеми правами и свободами, но женщиной сексуальной мечты, исполняющей мужские капризы1.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Культурная информированность
На вопрос «Что Вы сейчас читаете?» - ответили: «Ничего» 54% респондентов из политехнического и 36% - из педагогического институтов. Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу – детективы, приключения. Только н ...

Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске. Характеристика и содержание социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в г. Благовещенске
В области по состоянию на 01 апреля 2008 года численность инвалидов составила 82 514 человек, или 10% населения области [21]. В целях реализации полномочий и соблюдения социальных гарантий, обеспечивающих социальную поддержку детей с огр ...

Теоретические основы профилактики наркомании и токсикомании в условиях общеобразовательной школы. Понятия, причины, последствия наркомании и токсикомании
В современных исследованиях среди основных причин, способствующих преимущественной наркотизации именно несовершеннолетних и молодежи, выделяют факторы социальные( в том числе микросоциальные), психологические и биологические [1;55]. К соц ...