Происхождение способностейСтраница 2
Особый интерес в связи с определением влияния генетических факторов на развитие индивидуальности ребенка представляют результаты исследований гомозиготных (имеющих идентичную наследственность) и гетерозиготных (обладающих разной наследственностью) близнецов. Некоторые из них, взятые из работ А. Баса и Р. Плоумина.
Сравнительное исследование гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что вопреки ожиданию их индивидуальные психологические и поведенческие различия от этого не выросших в одной семье, причем в некоторых случаях даже уменьшаются.
Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется этот несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.
Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение о том, что их психологическая общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида более сильными, чем воздействие его наследственности.
Возможность наследования задатков не следует приравнивать к наследованию способностей. Психологи доказали, что способности человека развиваются в процессе жизни и деятельности. Решающим условием их развития являются специально организованные деятельность и обучение. Экспериментами, проведенными под руководством А. Н. Леонтьева, показана возможность формирования музыкального слуха у детей, не имеющих задатков к музыкальным способностям, в процессе специально организованной музыкальной деятельности (система индивидуальных занятий включала слушание, сравнение и пение звуков).
Итак, способности человека формируются и развиваются. Решающими факторами развития способностей являются социальные: усвоение системы знаний, умений и навыков в процессе целенаправленного обучения и воспитания, активного взаимодействия с окружающим миром.
Способности проявляются и формируются в деятельности. Для формирования способностей необходима определенная организация соответствующей деятельности: музыкальной – для развития музыкальных способностей, педагогической – для развития педагогических способностей и т.п. При этом деятельность должна удовлетворять основным условиям развития способностей:
-вызывать положительные эмоции, интерес человека;
-быть творческой;
-поставленные в ней задачи должны немного превосходить имеющиеся возможности, уже достигнутый уровень выполнения деятельности.
Развитие способностей. Развитие способностей осуществляется в процессе жизнедеятельности, а также учебной, трудовой, игровой деятельности. Источником развития способности служит противоречие между наличным уровнем развития способностей и требованиями деятельности.
Важнейшим моментом развития способностей – приспособление операционных механизмов к условиям деятельности. В данном процессе проявляется конкретность психической функции. В результате приспособления к условиям деятельности операционные механизмы приобретают черты оперативности. В плане психического отражения эту проблему с наибольшей полнотой разработал Д.А. Ошанин. Формирование оперативности операционных механизмов способностей представляет собой наиболее тонкий процесс их развития.
Другие материалы:
Россия на пути к рыночной экономике
Переход к рыночной модели экономического развития в России был начат правительством России в октябре 1991 г. Тогда же была подготовлена и первая программа радикальных экономических реформ. Основными ее направлениями были: переход к свобод ...
Религиозный конфликт. Маркс, о влиянии религии на
общество
«С точки зрения Маркса религия играет негативную роль как раз в силу того, что она служит фактором социально-классовой интеграции и помогает господствующим классам поддерживать стабильность общества, существующий порядок вещей, тогда как ...
Социальные проблемы женщин, освобождающихся из мест лишения свободы
В связи с тем, что осужденной женщине каждый раз приходится приспосабливаться к новым условиям, ее адаптивные возможности значительно снижаются и она порой не способна в условиях свободы в должной мере нейтрализовать отрицательные последс ...