Происхождение способностейСтраница 3
Ссылаясь на исследования А.Н. Леонтьева в области формирования звуковысотного слуха, можно утверждать, что процесс формирования оперативности функциональных механизмов заключается в тонком приспособлении органов чувств к особенностям воспринимаемых объектов. При формировании звуковысотного слуха в качестве такового выступает компарирующий анализ, заключающийся в подстройке движения голосового аппарата к воздействующему звуковому раздражителю.
Выделение операционных механизмов в способностях позволяет ответить на вопрос: как человек может овладеть своими способностями? Через овладение операционными механизмами восприятия, запоминания, воображения и т.д.
Таким образом, развитие способностей представляет собой процесс:
· Развития функциональной системы, реализующей конкретную психологическую функцию, в совокупности ее компонентов и связей;
· Развития операционных механизмов;
· Развития оперативности в системе функциональных и операционных механизмов;
· Овладения субъектом своими познавательными способностями через рефлексию и овладение операционными механизмами в отношении конкретных функций.
Рассматривая развитие способностей, можно выделить три фактора культурной детерминации.
Во-первых, необходимо подчеркнуть тот факт, что ребенок, в отличие от животного, рождается с незавершенным формированием функциональных систем психического деятельности. Функциональные системы, реализующие психические функции, вызревают в течение длительного постнатального периода. Этот процесс детерминируется средой жизнедеятельности. Функциональные системы изначально формируются как окультуренные «второй природой», созданной человеком.
Во-вторых, развитие способностей детерминируется социальными формами деятельности.
В-третьих, развитие способностей детерминируется индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и смыслы будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек, какие решения он примет.[5]
Другие материалы:
Г. Зиммель «Человек как враг»
О естественной враждебности между человеком и человеком говорят скептические моралисты, для которых homo homini lupus est и «несчастье наших лучших друзей есть нечто, не вполне для нас приятное». Однако же и противоположным образом настро ...
Социология Э. Дюркгейма
Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из самых известных и уважаемых французских социологов. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу ...
Социальная работа по профилактике раннего брака и
материнства.
Важное значение имеет половое воспитание - это комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и л ...