SocioDone

Социология: современные тенденции

Происхождение способностей
Страница 3

Ссылаясь на исследования А.Н. Леонтьева в области формирования звуковысотного слуха, можно утверждать, что процесс формирования оперативности функциональных механизмов заключается в тонком приспособлении органов чувств к особенностям воспринимаемых объектов. При формировании звуковысотного слуха в качестве такового выступает компарирующий анализ, заключающийся в подстройке движения голосового аппарата к воздействующему звуковому раздражителю.

Выделение операционных механизмов в способностях позволяет ответить на вопрос: как человек может овладеть своими способностями? Через овладение операционными механизмами восприятия, запоминания, воображения и т.д.

Таким образом, развитие способностей представляет собой процесс:

· Развития функциональной системы, реализующей конкретную психологическую функцию, в совокупности ее компонентов и связей;

· Развития операционных механизмов;

· Развития оперативности в системе функциональных и операционных механизмов;

· Овладения субъектом своими познавательными способностями через рефлексию и овладение операционными механизмами в отношении конкретных функций.

Рассматривая развитие способностей, можно выделить три фактора культурной детерминации.

Во-первых, необходимо подчеркнуть тот факт, что ребенок, в отличие от животного, рождается с незавершенным формированием функциональных систем психического деятельности. Функциональные системы, реализующие психические функции, вызревают в течение длительного постнатального периода. Этот процесс детерминируется средой жизнедеятельности. Функциональные системы изначально формируются как окультуренные «второй природой», созданной человеком.

Во-вторых, развитие способностей детерминируется социальными формами деятельности.

В-третьих, развитие способностей детерминируется индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и смыслы будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек, какие решения он примет.[5]

Страницы: 1 2 3 


Другие материалы:

Образовательное пространство как сфера социальной работы
Как отмечает В.Г. Бочарова,1 в контексте профессиональной социальной работы содействие личности в ее становлении, саморазвитии, самореализации, образовательные и культурные ценности (то есть создание условий для каждого человека в его обр ...

Одинокие родители 2. Одинокие среднего возраста. Старшие одинокие
Одинокий родитель 2 – одинокий родитель 35-65 лет. Часто находятся под финанс. прессом – на них возлагаются те же требования что и на супружеские пары среднего возраста, но при этом один человек несет весь груз ответственности за обязанно ...

Рыночные отношения в современной экономике
Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика крыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и о ...