SocioDone

Социология: современные тенденции

Происхождение способностей
Страница 1

Каково происхождение способностей? Предаются ли они по наследству, являются ли наследственными или прижизненно формирующимися образованиями? Раннее появление способностей у детей, повторение их у потомков выдающихся людей, примеры одаренных семей, с одной стороны, как бы подтверждают наследственность способностей, с другой – не позволяют развести действие наследственности и среды (в одаренных семьях благоприятные условия для развития способностей).

Изучение родословных выдающихся людей, статистика потомственных профессий свидетельствует не о биологической наследственности условии жизни, т.е. социальных условий, которые благоприятствуют развитию способностей. Известно, например, что Чарли Чаплин впервые вышел на сцену в 5-летнем возрасте. В тот день у его матери-актрисы сорвался голос. Ее освистали, и она ушла за кулисы. Состоялся неприятный разговор с директором театра, который боялся потерять денежный сбор. Внезапно директору пришла в голову мысль вывести на сцену мальчика, который был здесь же, за кулисами. Раньше ему доводилось видеть, как маленький Чарли пел и танцевал, подражая матери. Сказав несколько слов публике, директор оставил мальчика одного на ярко освещенной сцене. Тот начал петь, ему кидали деньги. Он воодушевился, и концерт продолжался с нарастающим успехом. В тот день Чарли испытал яркое эмоциональное потрясение, он понял, что сцена – его призвание.

Существуют природные предпосылки способностей – задатки. Это анатомо-физиологические и функциональные особенности человека: строения мозга, органов чувств, движения. К задаткам относят проявления и свойства типов нервной системы – общих (степень общей активности, повышенная чувствительность) и специальных типов (художественного, мыслительного), а также парциальные (частные) особенности нервной системы, проявляющиеся у одних в предрасположенности к восприятию цветов, звуков, у других – к обобщениям, установлению связей, отношений и т.п.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знания задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различий.

Откуда берутся индивидуальные психологические различия людей? Как они возникают? Один из ответов на данные вопросы предлагает А. Анастази: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой… Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды».

Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при рождении ребенка. Например, новорожденные дети-близнецы имеют не только общие черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств. Тот факт, что у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом эмоциональном состоянии, свидетельствует, что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Программа социологического исследования
1. Объект, предмет, цель и задачи исследования Объект – студенческая молодежь, получающая высшее образование. Предмет – культура студентов. Цель – выяснить содержание и уровень культуры студенчества, и факторы, влияющие на ее форми ...

Расцвет и феномен меценатства
Расцвет купеческого меценатства в стране пришелся на вторую половину XIX — начало XX вв. Владельцы крупных промышленных предприятий были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных освоить новейшее оборудование и современные ...

Минимальные социальные стандарты уровня жизни населения
Помимо прожиточного минимума в числе минимальных стандартов уровня жизни населения, обеспечивающих минимально необходимую степень удовлетворения основных потребностей человека, экономическая наука называет устанавливаемые в законодательно ...