SocioDone

Социология: современные тенденции

Зарубежный опыт социальной работы

Информация о социологии » Социальная работа в школе » Зарубежный опыт социальной работы

В различных странах мира существуют два подхода к этому направ­лению социальной работы. Социальные работники либо входят в состав персонала школ, либо объединены в специальные службы социального обеспечения образования. Это имеет место, в частности, в Великобри­тании.

Социальные работники, являясь сотрудниками этой службы, часто при­крепляются к отдельным школам. Они регулярно посещают школы, за ко­торые отвечают, и работают с учителями и другими сотрудниками шко­лы, помогая им оценивать потребности детей в тех случаях, когда воз­никают проблемы с их поведением, посещаемостью, успеваемостью, материальными или социальными лишениями.

Обязанностью социальных работников является помощь родителям и школьникам. Встречаясь с родителями в школе и дома, они поощряют их максимально использовать образовательные возможности, предоста­вляемые их ребёнку, помогают семьям в налаживании взаимоотношений, в решении других проблем, которые влияют на образование их детей.

Социальные службы обеспечения образования отвечают за организа­цию регулярных проверок посещаемости уроков, проводимых учителями. Социальные работники выясняют причины непосещения учебных занятий. Частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ре­бёнок сталкивается с трудностями дома и в школе, а также о проблемах, которые испытывают его родители. После выяснения всех обстоя­тельств и консультации с учителями, социальные работники оказывают помощь как ребёнку, так и его родителям. Если исследование показы­вает, что проблема выходит за рамки компетенции школы или службы социального обеспечения, социального образования, социальные работ­ники обращаются в отделение социальных служб и другие агентства.

Особой заботой сотрудников службы социального обеспечения обра­зования является выявление детей, подвергающихся жестокому обращению, страдающих от материнской или эмоциональной обездоленности, а также тех, чьё физическое, эмоциональное или образовательное развитие отстает. Всем им оказывается помощь с привлечением в необходимых случаях психологов, юристов, медицинских работников, полиции и т.д.

Сотрудники службы имеют связь с медицинскими работниками школ и через них узнают о длительной болезни кого-либо из детей, имеющих отклонения в развитии. Чтобы предотвратить отставание в учёбе, служба организует домашнее или больничное обучение.

Большую роль играют сотрудники службы социального обеспечения образования в интеграции детей, имеющих отклонения в развитии, в обычные школы. Они несут особую ответственность за оказание помощи таким детям и их родителям.

Среди других функций этой службы можно выделить: заботу о детях, которые из-за поведения временно или окончательно исключены из школы; оказание поддержки родителям в устройстве ребёнка в другое учебное заведение; помощь детям из числа национальных меньшинств в адаптации среди других школьников; создание и сохранение нормаль­ных отношений между ними; выявление детей, которые незаконно заня­ты на работе в учебное время, решение вопросов об их нормальной учёбе; общее наблюдение за выполнением правовых норм в отношении дет­ского труда; наблюдение за посещением детьми детских групп и детских центров (аналоги имеющихся у нас детских дошкольных учреждений); вы­яснение причин длительного отсутствия и помощь в случаях если оно связано с серьёзной болезнью или жестоким обращением; поддержка де­тей, получающих образование вне школы (консультативно, на дому, в центрах промежуточного лечения); оказание содействия родителям и детям в пользовании социальными привилегиями, предоставляемыми школьникам.

Второй подход, когда социальные работники включаются в штат шко­лы, имеет место в Германии. Здесь социальная работа в школе приобрета­ет в настоящее время всё большее значение. До недавних пор она ве­лась в основном только в образцовых школах. Задачу школы видели исключительно в обучении и образовании детей и подростков, воспитание рассматривалось как задача семьи. Но обучение и образование нельзя рассматривать изолировано от воспитания, они представляют собой еди­ный взаимосвязанный процесс. Всё больше учителей считают, что к ним предъявляются чрезмерные требования, когда они должны реагировать на отклонения в поведении учеников.

Именно поэтому социальные работники занимаются в школах с учениками, которым ведут себя особенно вызывающе или имеют трудности в учёбе. Они проводят в школе профилактическую работу, предлагая ученикам во внеурочное время интересные возможности для проведения сво­бодного времени, а, также, изучая условия жизни учеников чтобы затем проводить с ними и с их родителями беседы, давать необходимые советы.

Следует упомянуть, что в большинстве зарубежных стран в школах "нет таких ставок как завуч по воспитательной работе. Основная ответственность за воспитание ребёнка лежит на семье".

А вот, например, в США работа полицейского главным образом направлена на профилактику правонарушении учениками школ. Полицейские ходят в дет­ские сады, школы, проводят беседы с детьми. Полицейские, работающие в этом направлении, постоянно посещают школу, играют с детьми, интере­суются их проблемами и помогают им в их разрешении.


Другие материалы:

Алкоголизм в России, как угроза национальной безопасности
Алкоголизм - злоупотребление алкоголем. Принято выделять бытовое пьянство (без знаков привыкания), хронический алкоголизм, алкогольные психозы (острые - белая горячка и хронические - алкогольный бред давности, Корсаковский психоз, хрониче ...

Права человека. Их закрепление в Конституции Российской Федерации
Правовой статус личности характеризуется совокупностью прав и свобод, которые принадлежат ей по закону. Под правами человека понимается гарантируемая законом мера возможного поведения индивида. Эти права присущи природе человека, без них ...

Ориентиры постиндустриального развития
Новациями радикальной планетарной перестройки являются следующие: 1. Стимулирование внедрением микропроцессоров; 2. Появление новых форм организации человеческих отношений, соответствующих изощренной технологии; 3. Изменение образа жиз ...