SocioDone

Социология: современные тенденции

Расцвет и феномен меценатства
Страница 1

Расцвет купеческого меценатства в стране пришелся на вторую половину XIX — начало XX вв. Владельцы крупных промышленных предприятий были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных освоить новейшее оборудование и современные приемы ведения хозяйства. Поэтому они вкладывали средства в развитие образования, в организацию школ, училищ, институтов и даже университетов. Немаловажную роль в развитии меценатства в России сыграло православие. Практически все русские меценаты были купцами-старообрядцами.

Если в европейских странах протестантизм возводил упорный труд, накопление капитала и его дальнейшее вложение в семейный бизнес в разряд богоугодных дел, то в России, напротив, накопительство считалось грехом. Распространена была точка зрения, что богатство человек мог приобрести только украв либо получив от Бога, к которому оно должно вернуться через подаяния и милостыню. Поэтому российские купцы и промышленники старались оправдать свое богатство с помощью меценатства и благотворительности.

Всеми богатствами, которыми владеют наши музеи, самим поступательным движением музейного дела в России, поисками, открытиями мы обязаны им — энтузиастам, собирателям, меценатам. И что характерно: во времена расцвета меценатства никаких государственных программ и планов музейного дела не существовало. Каждый коллекционер был предан своему кругу увлечений; каждый преданный старине и искусству собирал приглянувшиеся ему свидетельства былых времен, произведения художников, как умел, их систематизировал, иной раз исследовал и публиковал свои труды. Но последствия этой стихийной деятельности оказались в итоге грандиозными: практически все фонды музеев России до 1917 г. были составлены не столько из отдельных предметов, сколько именно из собраний, скрупулезно подобранных, осмысленных и согретых сердцем русских коллекционеров.

Наиболее известными меценатами России были предприниматели Савва Морозов и Павел Третьяков. При финансовой поддержке Морозова в 1898 г. был создан Московский художественный театр, ныне Московский художественный академический театр имени А. Чехова (МХАТ). Третьяков покупал картины российских художников (Крамского, Перова, Репина, Сурикова, Поленова, Коровина, Шишкина, Серова, Саврасова) и обладал таким авторитетом в культурной среде, что каждая новая его покупка рассматривалась как акт общественного признания автора полотна. В 1892 г., когда собрание Третьякова достигло грандиозных размеров (1903 произведения!), меценат принял решение передать его Москве.

Одним из самых ярких явлений в художественной жизни Москвы было собирание купцом-коммерсантом Сергеем Щукиным своей картинной галереи французской живописи. Щукин часто пропадал в Париже, вывозя оттуда особо ценные картины Гогена, Ренуара, Матисса, Пикассо, Пювиса де Шаванна.

В России немало людей, которые делают огромные деньги и не только не платят при этом налоги, но даже не помогают старикам и детям, а тем более не вкладывают в развитие культуры, медицины и образования.

Чтобы кому-то помогать, нужно иметь не только желание, но и возможности, в том числе финансовые. Чтобы собрать коллекцию картин, любви к живописи недостаточно. Чтобы профинансировать перспективную разработку лекарственного препарата, необязательно сильно болеть, но, как минимум, необходимо глубоко задуматься о подобной перспективе.

Каково состояние мыслей на сей счет современных предпринимателей? Находясь между молотом дурной государственной власти и наковальней враждебной к ним окружающей среды, богатые люди не склонны распространяться на данную тему. Спонсорство — явление другое, качественно иного плана. Если меценатство — это безвозмездная и бескорыстная помощь, то спонсорство — набирающий силу элемент маркетинга. Иначе говоря, спонсор ожидает, что его вклад в искусство вернется многократно преумноженным.

Кстати говоря, у Третьякова, что отражено в каналах истории, тоже было очень трудно вырвать признание, куда же он вкладывал свои капиталы, помимо всем известной галереи его имени. Впрочем, это объяснялось не только личной скромностью предпринимателя, но и таким обстоятельством, как коммерческая тайна. Лишь после его смерти по архивным документам удалось установить его истинный вклад в российскую культуру. То же и с Саввой Морозовым, лишь из завещания которого прояснились масштабы его вложений.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков.
Анализ причинных факторов преступного поведения несовершеннолетних на протяжении многих десятилетий неизменно остается в фокусе интересов отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания: юриспруденции, психи ...

Ценностные ориентации молодежи.
Следующий, заключительный блок вопросов нашего исследования посвящен ценностным ориентациям и приоритетам нынешней молодежи городов разного функционального типа. Ценностные ориентации (или реже — предпочтения) — это определенная совоку ...

Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности, возможности и ограничения опросного метода
Во всех отраслях науки, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья паци ...