SocioDone

Социология: современные тенденции

Феномен благотворительной деятельности в России
Страница 3

Информация о социологии » Феномен благотворительной деятельности в России » Феномен благотворительной деятельности в России

6. Благотворительность — безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной ответственности и желаниями «прощения грехов», гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности и личного бессмертия.6

7. Благотворительность — общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д. В основе благотворительности лежит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально не защищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных к отвергнутых жизнью».7

8. Благотворительность — бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим.8

9. Благотворительность — оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие.9

10.Благотворительность — это перераспределение ресурсов на решение социальных проблем. Не только денег, но и личного времени, энергии.10

Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. В обществе каждое поколение получает наследие в виде опыта предшествующих поколений. Благотворительная деятельность является древнейшей нравственной и гуманистической традицией. Она возникла в условиях первобытнообщинного строя, когда шло формирование человеческого общества, становление основных социальных институтов. Традиция помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и неспособным самостоятельно ее преодолеть, ‑ это неотъемлемая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций. Они существовали до становления национальных и мировых религий, а с возникновением последних вошли органической частью в освещаемые божественным авторитетом нравственно-этические системы всех религий.

Одним из первых позитивных достижений перестроечной либерализации (1985-1991 гг.) в России была реабилитирована благотворительность. В начале 1990-х гг. благотворительность стала очевидным фактом социокультурной жизни и как явление получила официальный статус в основном законе страны. Конституции РФ 1993 г. гласит: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности». Логическим продолжением этого было принятие 11 августа 1995 г. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В свете данного законотворчества может возникнуть представление, что в России до конца XX столетия не существовала филантропическая традиция. Это не так. Здесь необходимо исходить из содержания и характера исторических периодов, которые прошла страна в прошлые столетия и на протяжении бурного XX века. Доступные нам факты говорят о том, что российская филантропия конца XIX – первой четверти XX вв. имела достаточный размах и силу в деле помощи обездоленным, опираясь при этом на традицию, шедшею из прошлых веков.

Наиболее известные и распространенные определения понятий, связанных с благотворительной деятельностью, можно найти в знаменитом словаре В. И. Даля (1880 г.). Так, например, «благотворение» по В. И. Далю означает «благодеяние, добродейство, делание добра». Как можно заметить, семантика «благотворительность» в XX в. несколько иная. Ее суть в деятельности благотворителей.

Если рассматривать феномен благотворительности как негосударственное, а общественное явление, то сразу возникает в этом контексте роль денег, бизнеса (предпринимательства) в системе социальной помощи малоимущим и обездоленным гражданам. В силу понятных социоэкономических и социокультурных условий, как в дореволюционную, так и постсоветскую эпоху благотворительность ассоциируется в массовом сознании не с религиозной деятельностью, а с бизнесом. Действительно, в нашем «бедном» обществе при слабых конфессиональных институтах реальную филантропическую помощь могут оказывать, в основном, люди бизнеса – либо от имени компании и фирм, либо от себя лично в порядке спонсорской поддержки, шефства, меценатства, через филантропические фонды и напрямую.

Страницы: 1 2 3 


Другие материалы:

Предметное поле социологии культуры
Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение ...

Отношение к андеграундному искусству в прошлом и в настоящем. Социальные вехи андеграунда
Наверное, впервые термин "андеграунд" был применен в США в начале 50-х годов по отношению к радиостанциям, вещавшим без лицензии. Тогда еще была свежа память о Второй мировой войне и подпольщиках, а пиратские радиостанции работа ...

Социальные функции и социальный статус
Определение социальных функций личности достаточно полно раскрывается в теории социальных ролей. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). Напри ...