SocioDone

Социология: современные тенденции

Психолого-педагогические особенности социальной работы с женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы
Страница 1

Информация о социологии » Особенности социальной работы с женщинами, освободившимися из мест лишения свободы » Психолого-педагогические особенности социальной работы с женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы

Женщины в подавляющем большинстве случаев значительно сильнее переживают отрыв от семьи и ее распад. Семья чаще всего играет роль сдерживающего фактора, препятствующего противоправному поведению. Нарушение семейных связей вследствие пребывания в местах лишения свободы влечет изменения в поведении женщин в различных жизненных ситуациях. Потеря семьи негативно воздействует на женщин, поскольку ослабевают чувства уверенности, самоуважения, достоинства. Такие женщины характеризуются пассивностью в преодолении асоциальных устремлений, привычек, что обусловливает наибольшую степень деградации их личности. В связи с этим особую озабоченность вызывает семейное положение женщин, отбывших наказание в виде лишения свободы.

В направленности личности осужденных женщин проявляются специфические потребности, мотивы, цели, перспективы, ценностные ориентации, отражающие их узкий, ограниченный духовный мир. Ограниченность интересов приводит часть осужденных женщин к неумению критически оценить свои возможности, что обусловливает завышенную или заниженную самооценку.

Негативное влияние мест лишения свободы на личность женщин обусловливается недостатками в организации их трудовой деятельности. УИК РФ в качестве одного из средств исправления осужденных называет общественно полезный труд (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Трудовая деятельность осужденных является обязательной и вследствие необходимости самообеспечения женщин, лишенных свободы. Однако в настоящее время обязанность ОЖ трудиться не всегда обеспечивается реальной возможностью.

Не каждая молодая женщина по своим индивидуально-психологическим характеристикам способна работать в качестве швеи, наладчика швейного оборудования. У многих обследованных женщин нет желания осваивать данные виды профессий. Правильный же выбор молодыми людьми профессии в значительной степени предопределяет систему ценностных ориентаций личности. Естественно, что такой труд по принуждению препятствует достижению целей уголовного наказания в виде лишения свободы, усугубляет положение женщин молодежного возраста, находящихся в изоляции от общества. Вместе с тем, освободившись из МЛС, лица женского пола, как правило, не работают по специальностям, приобретенным в колонии. Поскольку другой специальности нет, многие из них начинают вести антиобщественный образ жизни.

Изоляция является психосоциальным стрессором и резко снижая адаптационные возможности организма, приводит не только к развитию многих заболеваний нервно-психической и соматической сферы, но и в условиях длительного хронического стресса снижает производительность труда, увеличивает частоту межличностных конфликтов, их криминогенность. Быстрая и коренная ломка жизненных планов путем социальной изоляции порождает комплекс специфических проявлений, названных "синдромом лишения свободы".

У женщин с высокой степенью дезадаптации достаточно сильно выражены суровость, повышенная обидчивость, низкий уровень интеллекта. Для них характерны проявление астенических эмоций и чувств, низкая социальная мотивация. Материальная заинтересованность является главным мотивом их поведения. Ведущая потребность - материальная. У них почти полностью отсутствует сопротивляемость постпенитенциарным негативным последствиям.

Женщин со средней степенью дезадаптации отличает равнодушие в отношениях с окружающими, раздражительность, завистливость, прямолинейность, ригидность мышления. У них отмечается преобладание астенических эмоций и чувств, самовыражение - ведущий мотив поведения. Главные потребности в жизни - наличие семьи, ощущение безопасности и защищенности. У лиц указанной категории при этом снижена сопротивляемость отрицательным последствиям пребывания в местах лишения свободы.

Женщинам, имеющим низкую степень дезадаптации, свойственны необщительность, конформность, беспринципность, безответственность; средний уровень интеллекта, а также эмоциональная лабильность. В наибольшей степени проявляются стенические эмоции и чувства. Доминирующими потребностями являются создание семьи, самосовершенствование, повышение образовательного уровня. Ведущими мотивами их деятельности выступают познавательные и мотивы аффилиации. Эти женщины достаточно устойчивы к преодолению негативных последствий социальной изоляции, проявляют большую активность при решении различного рода проблем в условиях свободы.

По данному пункту работы можно сделать вывод о том, что не смотря на гарантии государства в социально-правовом аспекте, освобождающимся женщинам очень трудно, т.е. практически невозможно трудоустроиться самостоятельно. Причинами к этому служат проблемы у женщин, связанные с устройством семейного положения, деторождения и т.п. Так же отношение к бывшим осужденным со стороны работодателей оставляет желать лучшего.

Система обучения социальных работников должна обеспечивать подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность. Только в этом случае удается создать эффективную систему социальной защиты, умело восстанавливать взаимодействие между людьми, улучшать качество их жизни.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Словарь
1. Макросоциология (фундаментальный уровень социологического знания) — область социологического знания, связанная с изучением крупных социальных структур. 2. Микросоциология (эмпирический уровень социологического знания) — область соци ...

Движение человеческого капитала
Смена места работы(мобильность) сопровождается временной потерей дохода, поиском новой работы, переездом на новое место жительства. Это означает, что смена места работы связана со значит. краткосрочными инвестициями в чел. капитал. Добров ...

Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира. Атеизм
Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога ...