SocioDone

Социология: современные тенденции

Психолого-педагогические особенности социальной работы с женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы
Страница 1

Информация о социологии » Особенности социальной работы с женщинами, освободившимися из мест лишения свободы » Психолого-педагогические особенности социальной работы с женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы

Женщины в подавляющем большинстве случаев значительно сильнее переживают отрыв от семьи и ее распад. Семья чаще всего играет роль сдерживающего фактора, препятствующего противоправному поведению. Нарушение семейных связей вследствие пребывания в местах лишения свободы влечет изменения в поведении женщин в различных жизненных ситуациях. Потеря семьи негативно воздействует на женщин, поскольку ослабевают чувства уверенности, самоуважения, достоинства. Такие женщины характеризуются пассивностью в преодолении асоциальных устремлений, привычек, что обусловливает наибольшую степень деградации их личности. В связи с этим особую озабоченность вызывает семейное положение женщин, отбывших наказание в виде лишения свободы.

В направленности личности осужденных женщин проявляются специфические потребности, мотивы, цели, перспективы, ценностные ориентации, отражающие их узкий, ограниченный духовный мир. Ограниченность интересов приводит часть осужденных женщин к неумению критически оценить свои возможности, что обусловливает завышенную или заниженную самооценку.

Негативное влияние мест лишения свободы на личность женщин обусловливается недостатками в организации их трудовой деятельности. УИК РФ в качестве одного из средств исправления осужденных называет общественно полезный труд (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Трудовая деятельность осужденных является обязательной и вследствие необходимости самообеспечения женщин, лишенных свободы. Однако в настоящее время обязанность ОЖ трудиться не всегда обеспечивается реальной возможностью.

Не каждая молодая женщина по своим индивидуально-психологическим характеристикам способна работать в качестве швеи, наладчика швейного оборудования. У многих обследованных женщин нет желания осваивать данные виды профессий. Правильный же выбор молодыми людьми профессии в значительной степени предопределяет систему ценностных ориентаций личности. Естественно, что такой труд по принуждению препятствует достижению целей уголовного наказания в виде лишения свободы, усугубляет положение женщин молодежного возраста, находящихся в изоляции от общества. Вместе с тем, освободившись из МЛС, лица женского пола, как правило, не работают по специальностям, приобретенным в колонии. Поскольку другой специальности нет, многие из них начинают вести антиобщественный образ жизни.

Изоляция является психосоциальным стрессором и резко снижая адаптационные возможности организма, приводит не только к развитию многих заболеваний нервно-психической и соматической сферы, но и в условиях длительного хронического стресса снижает производительность труда, увеличивает частоту межличностных конфликтов, их криминогенность. Быстрая и коренная ломка жизненных планов путем социальной изоляции порождает комплекс специфических проявлений, названных "синдромом лишения свободы".

У женщин с высокой степенью дезадаптации достаточно сильно выражены суровость, повышенная обидчивость, низкий уровень интеллекта. Для них характерны проявление астенических эмоций и чувств, низкая социальная мотивация. Материальная заинтересованность является главным мотивом их поведения. Ведущая потребность - материальная. У них почти полностью отсутствует сопротивляемость постпенитенциарным негативным последствиям.

Женщин со средней степенью дезадаптации отличает равнодушие в отношениях с окружающими, раздражительность, завистливость, прямолинейность, ригидность мышления. У них отмечается преобладание астенических эмоций и чувств, самовыражение - ведущий мотив поведения. Главные потребности в жизни - наличие семьи, ощущение безопасности и защищенности. У лиц указанной категории при этом снижена сопротивляемость отрицательным последствиям пребывания в местах лишения свободы.

Женщинам, имеющим низкую степень дезадаптации, свойственны необщительность, конформность, беспринципность, безответственность; средний уровень интеллекта, а также эмоциональная лабильность. В наибольшей степени проявляются стенические эмоции и чувства. Доминирующими потребностями являются создание семьи, самосовершенствование, повышение образовательного уровня. Ведущими мотивами их деятельности выступают познавательные и мотивы аффилиации. Эти женщины достаточно устойчивы к преодолению негативных последствий социальной изоляции, проявляют большую активность при решении различного рода проблем в условиях свободы.

По данному пункту работы можно сделать вывод о том, что не смотря на гарантии государства в социально-правовом аспекте, освобождающимся женщинам очень трудно, т.е. практически невозможно трудоустроиться самостоятельно. Причинами к этому служат проблемы у женщин, связанные с устройством семейного положения, деторождения и т.п. Так же отношение к бывшим осужденным со стороны работодателей оставляет желать лучшего.

Система обучения социальных работников должна обеспечивать подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность. Только в этом случае удается создать эффективную систему социальной защиты, умело восстанавливать взаимодействие между людьми, улучшать качество их жизни.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Становление общественного и частного призрения в Российском государстве в XVIII – XIX в.в. Государственно-административный подход к общественному и частному призрению и помощи инвалидам
Государственно-административное общественное и частное призрение складывалось на протяжении почти двух столетий. Его становление как системы происходит с XVIII по вторую половину XIX в. Оформляется административная система помощи инвалида ...

Роль и место социального института образования в преобразовании общества
Разумеется, социология образования не может обойти своим вниманием и технологические вопросы. Будущие инженеры, экономисты, управленцы, политики XXI века сейчас; находятся в школьных классах и студенческих аудиториях. Естественны вопросы: ...

Основные понятия, лежащие в основе демографии
Для достижения главной цели необходимо строго следовать поставленным задачам, поэтому рассмотрим систему понятий, лежащих в основе демографии. Демография (от греч. δεμωσ – народ и γραθο – ...