SocioDone

Социология: современные тенденции

Феномен благотворительной деятельности в России
Страница 1

Информация о социологии » Феномен благотворительной деятельности в России » Феномен благотворительной деятельности в России

Обращаясь к какому-либо объекту, логично начать с определения его границ. Авторы статей о благотворительности используют весьма различные трактовки и определения этого явления. Их сравнение позволяет сделать первый шаг к осмыслению границ благотворительности — феномена, такого понятного интуитивно и такого неоднозначного при попытке ближайшего анализа.

1. Благотворительность — оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.)1

2. Благотворительность — проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.2

3. Благотворительность — действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим.3

4. Благотворительность — добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи.4

Благотворительность в узком смысле — оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. В широком смысле — безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы или более широких общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

История благотворительности развивалась от подаяния милостыни до системы законов и других актов, где юридически закреплялось существование данного явления как важнейшего направления общественной жизни.

Объектами благотворительности и милосердия во всем мире традиционно являются люди, страдающие от тяжелых недугов, инвалидности, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а также дети и взрослые, чье развитие существенно отличается от общепринятой нормы.

Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему в России еще в обычаях восточных славян. С.М. Соловьев писал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы, к старым и малым соплеменникам, а также пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством.

В слове «благотворительность» основной корень – «благо», т.е. «добро». Так изначально обозначалось отношение общества к актам помощи нуждающимся согражданам. Российское общество во все времена к благотворительности относилось положительно, видя в этом, во-первых, традиционную составляющую русского менталитета, во-вторых: необходимую часть организации жизни общества, строящегося изначально на неравноправии. В отсутствие благотворительности значительная часть беднейших слоев населения была обречена на вымирание или, доведенная до отчаяния, являлась инициатором бунтов, погромов, восстаний и революций. Это, кстати, четко прослеживалось на протяжении всей истории развития России.

Необходимость благотворительности всегда понимали власть имущие, и проблема заключалась только в одном – как определить «точку кипения» и как постоянно иметь ресурсы для снятия социальной напряженности. Все это привело к необходимости формирования, еще много веков назад, государственной системы развития благотворительности. У рабовладельческого, феодального, капиталистического государства никогда не было достаточных средств для решения всех социальных проблем общества. Несмотря на высокую централизацию власти и средств в руках князей и монархов, у зажиточной части населения все равно активов было во много раз больше. Собираемая дань и налоги не позволяли через государственную казну в полной мере решать эти проблемы. Поэтому, российские правители всегда видели необходимость привлечения частных средств для решения социальных проблем государства и общества.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Программа социологического исследования
1. Объект, предмет, цель и задачи исследования Объект – студенческая молодежь, получающая высшее образование. Предмет – культура студентов. Цель – выяснить содержание и уровень культуры студенчества, и факторы, влияющие на ее форми ...

Профилактика преступности несовершеннолетних. Субъекты профилактики преступности несовершеннолетних.
Преступное поведение подростков – неизбежный эпифеномен общества. Понятие это весьма относительно. С одной стороны, оно задает динамику развития общества (требуя немедленного решения данной проблемы), с другой стороны, тормозит его развит ...

Методы социального прогнозирования и социального проектирования
Социальное прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализа ...