Стратегическое планирование развития муниципальных образованийСтраница 1
В последние годы среди городских муниципальных образований стало нормой, своеобразным показателем престижа наличие стратегического плана развития. Современная Россия – страна, развивающаяся и её развитие зависит в большей степени от социально-экономического развития муниципальных образований, находящихся на её территории.
Ресурсный центр по стратегическому планированию при Леонтьевском центре, который занимался отчасти разработкой стратегического плана развития Санкт-Петербурга, определяет территориальное стратегическое планирование как самостоятельное в собственных интересах определение сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде.
Исходя из этого, естественным является существование общих и различных характеристик планов стратегического развития муниципальных образований, их содержания, что является актуальной проблемой в государственном и муниципальном управлении. В связи с этим, целью данного исследования является определение общего и различного в планах стратегического развития муниципальных образований, формирование выводов и разработка рекомендаций к построению концепций развития муниципальных образований.
Наличие стратегического плана развития территории характерно в большей степени для крупных городов, поэтому объектом исследования послужили такие города как Липецк, Екатеринбург и Владивосток. Критериями отбора стали географическое расположение городов на территории РФ («разброс» по территории страны) и наличие информации о стратегическом планировании в данном городе.
В исследовании был использован анализ документов, находящихся на тематических сайтах соответствующих городов. Был проведен их сравнительный анализ по следующим критериям: форма (план представлен единым документом или в виде «пакета» проектов); инструментарий для анализа муниципального образования (ретроспективный анализ, анализ конкурентных позиций, SWOT-анализ для выявления «плюсов» и «минусов» города по отношению к внешней среде, формулирование сценариев, определение миссии муниципального образования, обоснование главной цели развития и стратегических направлений, обсуждение с участием населения, создание организационных структур для мониторинга и реализации, их эффективность); содержание или сферы, на которые уделяется внимание в процессе стратегического планирования; организация процесса составления стратегического плана.
Сравнительный анализ показал наличие следующих общих черт стратегических планов: анализ конкурентных позиций, SWOT-анализ, построение миссии муниципального образования и стратегических целей, декларирование улучшения качества жизни простого человека как приоритет политики органов местного самоуправления, сферы, в которых планировались изменения. Различия выражались в следующих позициях: форма, организация процесса составления стратегического плана, наличие организационных структур для мониторинга и реализации стратегического плана.
Следует также отметить, что характерным для всех документов является отсутствие единства в терминологии стратегического планирования, планы принимаются в большинстве случаев без учёта мнения населения, отсутствует единая система показателей уровня развития муниципального образования, ретроспективный анализ развития муниципального образования либо отсутствует, либо учитывает показатели за достаточно короткие периоды времени. Всё перечисленное ставит под сомнение успешность, как реализации издаваемых планов, так и трансляции полученного опыта на другие муниципальные образования, проблематичен мониторинг исполнения многих пунктов планов.
Другие материалы:
Прогнозы на дальнейшее развитие демографических
процессов
Исходя из характера демографических процессов последнего десятилетия, а также демографических предпосылок более ранних лет, можно сделать прогнозную оценку основных тенденций развития демографической ситуации в стране на перспективу. В ос ...
Функции семьи
Говоря о функциях семьи, можно выделить функции: общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи с этим функции семьи можно поделить на социальные (по от ...
Демографическая политика по стимулированию рождаемости
Цели демографической политики по стимулированию рождаемости являются едиными на всей территории страны и достигаются посредством соединения усилий государства и общественных организаций. Усиление потребности в детях и повышение доли семей ...