SocioDone

Социология: современные тенденции

Личность и общество
Страница 6

3. Экстериоризация – реализация усвоенных норм, ценностей, образцов поведения. Экстериоризация может дополняться социальной активностью, т.е. продуцирования новых норм и ценностей.

Основными агентами социализации

(теми, кто оказывает содействие социализации человека) являются семья, группы ровесников, институт образования (прежде всего детский садик и школа), средства массовой коммуникации (телевидение, книги, интернет), религиозные институты (церковь). На этапе вторичной социализации к ним подключаются различные организации и учреждения (трудовые коллективы, политические партии, общественные объединения).

Как же происходит формирование личности? Для ответа на этот вопрос обратимся к теории Джорджа Герберта Мида. Дж. Мид полагает, что человеческое «Я» формируется в процессе взаимодействия с другими индивидами. Процесс формирования личности проходит четыре стадии:

1. Имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Например, ребенок ходит по квартире с палкой и при этом воображает, что у него в руке пылесос.

2. Игровая стадия. С 4-х – 5-ти лет дети начинают проигрывать роли (воспитательницы, врача, милиционера и пр.). Ролевое поведение становится собранным и целенаправленным, появляется способность ощущать роли других людей, например роли партнеров. При этом они меняют интонацию, принимают позы, которые им доводилось видеть у взрослых носителей данной роли. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно осмысливают себя как отдельных действующих лиц – как «меня». По мнению Дж. Г Мида, человеческое «Я» состоит из «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» – это несоциализированный ребенок, набор спонтанных стремлений и желаний. «Я-меня» – это «Я» – социальное, это видение того, что собой представляет человек, созданное на основе мнений значимых других (родственников, друзей).

3. Стадия коллективных игр. С 8-ми – 9-ти лет дети начинают принимать участие в организованных играх, основанных на четких правилах, понятии справедливости и равного участия (футбол, баскетбол). На этой стадии ребенок учится оценивать свое поведение с точки зрения не конкретных людей, а «обобщенного другого» – так Мид называет общие ценности и моральные нормы, которые выступают основой культуры.

4. Ориентация на «обобщенного другого», усвоение норм взаимодействия в широком круге ситуаций (а не только в игре), с разными людьми, т.е. общих правил поведения в данном обществе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другие материалы:

Ценностные ориентации
В ряду наиболее значимых ценностей (отмечены половиной и более студентов): - дело по душе, интересная работа; - высокий заработок, материальное благополучие – этот параметр тоже общезначим; - хорошие, верные друзья, хорошие отношения в ...

Отношение современного общества к андеграунду в искусстве на примере города Иркутска
Написание курсовой работы под названием "Андеграунд как социокультурный феномен" и изучение этой темы потребовало проведения самостоятельного исследования с целью выявления общественного мнения к андеграунду в искусстве. Провед ...

Общие характеристики творчества Николаса Лумана
Если такие науки, как биология, психология или социология рассматривать с дистанции безучастного наблюдателя, то можно прийти к мысли о том, что биология имеет дело с жизнью, психология - с душой или с сознанием, а социология - с общество ...