SocioDone

Социология: современные тенденции

Личность и общество
Страница 6

3. Экстериоризация – реализация усвоенных норм, ценностей, образцов поведения. Экстериоризация может дополняться социальной активностью, т.е. продуцирования новых норм и ценностей.

Основными агентами социализации

(теми, кто оказывает содействие социализации человека) являются семья, группы ровесников, институт образования (прежде всего детский садик и школа), средства массовой коммуникации (телевидение, книги, интернет), религиозные институты (церковь). На этапе вторичной социализации к ним подключаются различные организации и учреждения (трудовые коллективы, политические партии, общественные объединения).

Как же происходит формирование личности? Для ответа на этот вопрос обратимся к теории Джорджа Герберта Мида. Дж. Мид полагает, что человеческое «Я» формируется в процессе взаимодействия с другими индивидами. Процесс формирования личности проходит четыре стадии:

1. Имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Например, ребенок ходит по квартире с палкой и при этом воображает, что у него в руке пылесос.

2. Игровая стадия. С 4-х – 5-ти лет дети начинают проигрывать роли (воспитательницы, врача, милиционера и пр.). Ролевое поведение становится собранным и целенаправленным, появляется способность ощущать роли других людей, например роли партнеров. При этом они меняют интонацию, принимают позы, которые им доводилось видеть у взрослых носителей данной роли. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно осмысливают себя как отдельных действующих лиц – как «меня». По мнению Дж. Г Мида, человеческое «Я» состоит из «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» – это несоциализированный ребенок, набор спонтанных стремлений и желаний. «Я-меня» – это «Я» – социальное, это видение того, что собой представляет человек, созданное на основе мнений значимых других (родственников, друзей).

3. Стадия коллективных игр. С 8-ми – 9-ти лет дети начинают принимать участие в организованных играх, основанных на четких правилах, понятии справедливости и равного участия (футбол, баскетбол). На этой стадии ребенок учится оценивать свое поведение с точки зрения не конкретных людей, а «обобщенного другого» – так Мид называет общие ценности и моральные нормы, которые выступают основой культуры.

4. Ориентация на «обобщенного другого», усвоение норм взаимодействия в широком круге ситуаций (а не только в игре), с разными людьми, т.е. общих правил поведения в данном обществе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другие материалы:

Системы управления человеческими ресурсами
Управление человеческими ресурсами осуществляется на различных уровнях: от мирового сообщества до подразделений предприятия. Наиболее общие рекомендации по управлению трудовой деятельностью разрабатывает МОТ, которая имеет свои представи ...

Типы семьи
Существует множество различных типологий семьи, таких как педагогические, психологические, социологические. Рассматривая данную тему лучше предложить следующую комплексную типологию, которая предусматривает выделение четырех категорий сем ...

Основные направления развития общественного призрения и частной благотворительности в оказании помощи инвалидам
Параллельно с государственными структурами помощи еще в XVIII в. начинают развиваться институты частной благотворительности, ведомственные институты поддержки и защиты, благотворительные общества. Вопросы оказания помощи инвалидам на пер ...