SocioDone

Социология: современные тенденции

Личность и общество
Страница 2

Для характеристики личности используется понятие «социальная структура личности», которая включает в себя следующие элементы: потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы.

Потребности

. С точки зрения многих социологов, потребность

– это нужда в чем-то. Потребность указывает на противоречие между имеющимся и необходимым.

Американский социолог А. Маслоу предложил иерархию человеческих потребностей, которая состоит из пяти уровней:

1. Физиологические потребности

(потребность в пище, одежде, жилье, продолжении рода, отдыхе, сне и т.д.)

2. Потребности безопасности и стабильности жизни

(потребности в самосохранении, в безопасности существования, в защите, в гарантированной занятости, уверенности в завтрашнем дне и т.д.).

3. Социальные потребности

или потребности в принадлежности и любви

(потребности в принадлежности к коллективу, в общении, привязанности, поддержке, духовной близости, дружбе, любви и т.д.).

4. Потребности престижа

(потребность в приобретении авторитета, компетентности, в уважении и самоуважении, признании и высокой оценке, служебном росте и т.д.).

5. Духовные

потребности

(потребность в реализации своих потенциальных возможностей, потребности личного совершенствования, личного роста, самовыражения через творчество, и т.д.).

Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные – приобретенными. Потребность каждого нового уровня не может превратиться в актуальную, если не удовлетворена предыдущая. Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Маслоу сделал предположение, согласно которому средний человек удовлетворяет свои нужды приблизительно в таком соотношении: 85% – физиологические, 70% – безопасность и защита, 50% – любовь и принадлежность, 40% – самоуважение и 10% – самоактуализация.

Следующий компонент личности интерес. Интерес

– это направленность индивида на значимые для него объекты, связанные с его потребностями. Т.е., это заинтересованность чем-то или кем-то, кто может удовлетворить определенные потребности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей, ценностных ориентаций.

Ценности

– объекты и идеи, которые значимы для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей.

Люди выбирают те или иные ценности и этот выбор в социологии называется ценностными ориентациями. Ценностные ориентацииличности

это системно связанные ценностные представления о мире, реально определяющие поступки и действия человека.

Специфика социологического подхода к проблеме ценностей состоит в направленности на определение их роли как связующего звена между поведением личности, социальной группы и общества в целом

. Ценность не всегда является предметом реально нужным, необходимым человеку. Индивид оценивает предмет, не соотнося его прямо и непосредственно со своими потребностями и интересами (которые он может и не вполне осознавать), пропуская через призму распространенных в данном обществе ценностных критериев, идеалов, готовых оценок, стереотипов обыденного сознания, представлений о должном, справедливом, прекрасном, полезном и т.д. Однако процесс формирования ценностного сознания это не односторонний процесс, личность критически относится к «готовым» ценностям, проверяет их на собственном жизненном опыте. Таким образом, ценностное сознание – это сложный, многомерный духовный феномен, в котором присутствуют как общераспространенные ценностные стереотипы, принятые нерефлексивно, на веру, так и ценностные представления, принятые и проверенные личным опытом, собственные оценки, собственные ценностные суждения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Цивилизация и культура
Понимание культуры и культурной деятельности заключается в том, что мир культуры — это мир особых предметностей, а культурная деятельность — предметная по своей сути, т. е. направленная на создание этих предметов. В противном случае, она ...

Человек, индивид, личность
Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens) ...

Роль внутренней культуры личности в практике социальной работы
Показать роль внутренней культуры личности в практике социальной работы можно исходя из требований, которые она предъявляет к специалисту своей спецификой. Особенности профессии, специфика профессионального труда, требования, предъявляем ...