Личность и обществоСтраница 2
Для характеристики личности используется понятие «социальная структура личности», которая включает в себя следующие элементы: потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы.
Потребности
. С точки зрения многих социологов, потребность
– это нужда в чем-то. Потребность указывает на противоречие между имеющимся и необходимым.
Американский социолог А. Маслоу предложил иерархию человеческих потребностей, которая состоит из пяти уровней:
1. Физиологические потребности
(потребность в пище, одежде, жилье, продолжении рода, отдыхе, сне и т.д.)
2. Потребности безопасности и стабильности жизни
(потребности в самосохранении, в безопасности существования, в защите, в гарантированной занятости, уверенности в завтрашнем дне и т.д.).
3. Социальные потребности
или потребности в принадлежности и любви
(потребности в принадлежности к коллективу, в общении, привязанности, поддержке, духовной близости, дружбе, любви и т.д.).
4. Потребности престижа
(потребность в приобретении авторитета, компетентности, в уважении и самоуважении, признании и высокой оценке, служебном росте и т.д.).
5. Духовные
потребности
(потребность в реализации своих потенциальных возможностей, потребности личного совершенствования, личного роста, самовыражения через творчество, и т.д.).
Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные – приобретенными. Потребность каждого нового уровня не может превратиться в актуальную, если не удовлетворена предыдущая. Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Маслоу сделал предположение, согласно которому средний человек удовлетворяет свои нужды приблизительно в таком соотношении: 85% – физиологические, 70% – безопасность и защита, 50% – любовь и принадлежность, 40% – самоуважение и 10% – самоактуализация.
Следующий компонент личности интерес. Интерес
– это направленность индивида на значимые для него объекты, связанные с его потребностями. Т.е., это заинтересованность чем-то или кем-то, кто может удовлетворить определенные потребности.
Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей, ценностных ориентаций.
Ценности
– объекты и идеи, которые значимы для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей.
Люди выбирают те или иные ценности и этот выбор в социологии называется ценностными ориентациями. Ценностные ориентацииличности
–
это системно связанные ценностные представления о мире, реально определяющие поступки и действия человека.
Специфика социологического подхода к проблеме ценностей состоит в направленности на определение их роли как связующего звена между поведением личности, социальной группы и общества в целом
. Ценность не всегда является предметом реально нужным, необходимым человеку. Индивид оценивает предмет, не соотнося его прямо и непосредственно со своими потребностями и интересами (которые он может и не вполне осознавать), пропуская через призму распространенных в данном обществе ценностных критериев, идеалов, готовых оценок, стереотипов обыденного сознания, представлений о должном, справедливом, прекрасном, полезном и т.д. Однако процесс формирования ценностного сознания это не односторонний процесс, личность критически относится к «готовым» ценностям, проверяет их на собственном жизненном опыте. Таким образом, ценностное сознание – это сложный, многомерный духовный феномен, в котором присутствуют как общераспространенные ценностные стереотипы, принятые нерефлексивно, на веру, так и ценностные представления, принятые и проверенные личным опытом, собственные оценки, собственные ценностные суждения.
Другие материалы:
Эмпатия и коммуникация
Практически межкультурная коммуникация на индивидуальном уровне представляет собой столкновение различных взглядов на мир, при котором партнеры не осознают различия во взглядах, считают свое видение мира "нормальным", видят мир ...
Свобода в деятельности человека
Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
В истории фило ...
Социальная диагностика как социальная технология
Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20—начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с ...
