Проблема соотношения материального и духовного в обществеСтраница 1
Принципиальное отличие общества от всех физических систем обусловлено тем, что социальная реальность включает в себя не только материальные, но и духовные компоненты. Какова зависимость между материальным и духовным в обществе — это специфическая проблема социальной философии, в решении которой физико-математические и синергетические соображения о свойствах сложных систем мало чем могут помочь. Обсуждение ее имеет давнюю историю. Важную роль в развитии дискуссий вокруг нее сыграл марксистский подход к ее решению, полемики вокруг которого продолжаются до сих пор. В марксистской социальной философии — историческом материализме — для обозначения материального и духовного в обществе используются понятия общественного бытия и общественного сознания. Основополагающая социально-философская идея марксизма состоит в том, что общественное бытие не зависит от общественного сознания, а общественное сознание отражает общественное бытие и определяется им.
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» — так сформулировал эту идею Маркс. Подчеркивая логическую цельность марксистской философии, Ленин писал: «Материализм вообще признает объективно реальное бытие (материю), независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т. д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества. Сознание и там и тут есть только отражение бытия, в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное) его отражение. В этой философии марксизма, вылитой из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной основной посылки .».
Марксисты полагают, что отказ от принципа зависимости общественного сознания от общественного бытия неминуемо ведет к идеадиетическому истолкованию общественной жизни. Они подвергают критике не только идеалистов, но и всех предшествующих материалистов, которые не дошли до признания этого принципа и потому не сумели «достроить материализм доверху», распространить его на понимание общества. С марксистской точки зрения утверждение этой зависимости является единственно возможным способом логически последовательного развития материалистических взглядов в сфере социальной философии.
Рассмотрим подробнее смысл понятий «общественное бытие» и «общественное сознание» в историческом материализме.
Общественное бытие.
Под общественным бытием в историческом материализме понимается материальная жизнь общества — «социальная материя», как выражаются некоторые авторы. Говоря же конкретнее, основным в общественном бытии считают производство материальных благ и складывающиеся в процессе производства экономические отношения между людьми. Нетрудно заметить, что общественное бытие, в сущности, представляет собою экономическую сферу общественной жизни, т. е. материальная жизнь общества или «социальная материя» — это экономика.
Очевидно, что общественное бытие в приведенном его толковании — это не то же самое, что социальная реальность. Оно является лишь ее частью. Социальная реальность не сводится к общественному бытию. Политические отношения людей в обществе не менее реальны, чем экономические. Культура — это социальный феномен, который существует столь же реально, как и материальное производство.
Однако общественное бытие (так же как и другие компоненты социальной реальности) не является независимым от сознания.
Дело в том, что люди как разумные существа обычно действуют сознательно. В производстве материальных (а также духовных) благ они не меньше, чем в других сферах человеческой деятельности, сознательно ставят определенные цели и сознательно прилагают усилия к их достижению. Не без участия сознания складываются и экономические отношения. Любые производственные, экономические и прочие общественные отношения существуют лишь постольку, поскольку люди, в них находящиеся, обладают сознанием: если бы вдруг все сошли с ума, от этих отношений ничего бы не осталось.
Конечно, есть разница между, скажем, любовными отношениями, в которые люди но собственному желанию могут вступить или не вступить и которые они опять же по собственной воле могут сохранить или разорвать, и экономическими отношениями. В последние люди вынуждены
вступать даже тогда, когда этого не хочется: иначе просто не проживешь.
Но даже и здесь все-таки есть возможность сознательно отказаться от тех экономических отношений, которые принудительно навязываются личности общественными порядками и ее социальным положением: безработные, довольствующиеся социальным пособием (каких много на Западе), «хиппи», бомжи, преступники — это те, кто уклоняется от участия в «нормальных» экономических отношениях. Кроме того, у человека всегда остается возможность сознательного выбора — жить в условиях, которые заданы ему обществом, или выйти из всех социальных, в том числе и экономических, отношений, покончив с собой.
Другие материалы:
Институт семьи и статистика бракосочетательных
процессов
По данным переписи за 2002 год, число пар составило 34 млн. пар, причем число женщин, указавших, что они состоят в браке, превысило число состоящих в браке мужчин на 65 тыс. человек.
Согласно статистике число зарегистрированных пар в год ...
Организационные аспекты социального образования
Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Они определяют фундамент оценки качества ...
Детский дом, как государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
Сиротство как общественное явление имеет много вековую историю. Социальные потрясения XX века стали, причиной появления большого числа детей-сирот вместе с тем они привели к возникновению нового явления, получившего название социального с ...