Проблема соотношения материального и духовного в обществеСтраница 5
ü Оно возникает у человека как родового существа в процессе его биологической и социально-исторической эволюции.
ü Его содержание обусловлено особенностями места человечества в материальном мире, биологической природой человека как материального существа (его физиологическими потребностями, строением тела, устройством органов чувств и т. п.).
ü Оно может существовать только благодаря наличию в обществе материальных знаковых средств, с помощью которых его содержание объективируется и становится достоянием общества.
ü Его возможности воздействовать на социальную реальность ограничены объективными законами материального мира, которые ни отдельный индивид, ни общество в целом изменить или нарушить не может.
Общественное сознание способно выполнять в социальном организме функции целеполагания, регуляции и управления, как это делает индивидуальное сознание в организме человека. Даже более того: общественное сознание является фактором, формирующим само «тело» социального организма (впрочем, индивид с помощью сознательных усилий тоже может изменять свое тело — улучшать осанку, укреплять мышцы и т. д.). Однако функционирование общественного сознания в конечном счете обусловлено необходимостью обеспечивать условия сохранения и выживания общества и человека как родового существа. Эта необходимость существует независимо от того, осознается она или нет.
Таким образом, хотя общественное сознание и способно определять общественное бытие, оно, как и вообще всякое сознание, не есть особая субстанция и демиург (творец) материи, как утверждают идеалисты.
Другие материалы:
Языческая семья
Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семья XII – XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», как подчеркивает В. Н. ...
Насилие в отношении женщин: причины и следствия
Экстремальность жизни ведет к нарастанию пограничных ситуаций и психопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению к более слабым. Это отражается в усилении масштаба внутрисемейного насилия, преступлений против ж ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Схема взаимодействия социального педагога
с деятельностью психолога, учителя в работе с учеником
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
ПСИХОЛОГ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Соц ...