SocioDone

Социология: современные тенденции

Социология – наука об обществе
Страница 5

Информация о социологии » Предмет и методы социологии » Социология – наука об обществе

Конфликтный подход

: Р. Дарендорф, Л. Козер.

Если функционализм делает акцент на механизмах, которые сохраняют общество, то конфликтология обращает внимание на механизмы, выводящие общество из равновесия.

Основные положения конфликтного подхода:

· Любые ресурсы в обществе ограничены, следовательно, распределяются неравномерно.

· Неравномерное распределение ресурсов вызывает конфликт.

· Конфликты ведут к реорганизации общественного устройства.

· В результате возникает новый вид неравенства.

В конфликтном направлении существует 2 течения:

1. Представитель – Л. Козер: благодаря конфликту система становится устойчивой, для этого конфликт надо направлять по нужному руслу, конфликт – естественное состояние общества. Причина конфликта – борьба за ресурсы.

2. Представитель – Р. Дарендорф. Конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Главная причина конфликта – неравномерное распределение авторитета или власти.

Символический интеракционизм

(или теории взаимодействия): Дж. Мид, Ч. Кули.

Если другие воспринимают общество как нечто изначально существующее, как совокупность готовых, законченных структур, то в символическом интеракционизме общество – продукт постоянного взаимодействия людей, и то, как они взаимодействуют, определяет специфику общества.

Основные положения интеракционизма:

· Люди живут и действуют не в мире объектов, а в мире символов.

· Символы возникают в ходе социального взаимодействия.

· Значения символов могут изменяться на основе процессов взаимодействия.

Символ – вещь, имеющая значение.

Социальная жизнь возможна, потому что некоторые группы людей разделяют систему общих символов. В других символических системах взаимодействовать трудно.

Теория ролей

: Дж. Морено.

С его точки зрения жизнь – это театр.

· Как и актеры, члены общества занимают определенные позиции, статусы в обществе.

· Актеры придерживаются сценария, а человек – писаных и неписаных норм.

· Актеры подчиняются режиссеру, а члены общества тому, у кого статус, власть.

· Актер реагирует на роль партнера, а люди на роли друг друга, корректируют свое поведение.

· Актеры реагируют на публику, а члены общества – на другие группы, в первую очередь – на референтную группу.

· Актер проигрывает роль в зависимости от таланта, а человек от знаний роли, ее усвоения, возможности понять другого, войти в его положение, а также под влиянием «Я образа», понимания самого себя, навыков проигрывания этих ролей.

Теории обмена

: П. Блау, Дж. Хоманс.

Социальный мир – это рынок, где люди вступают в сложную сеть обменных операций. Люди располагают определенными ресурсами, которые могут быть обменены на другие ресурсы.

Люди рассчитывают ценность своих ресурсов и ценность тех ресурсов, которые они могут получить взамен. На базе этих расчетов они обмениваются ресурсами, и система таких обменов лежит в основании общественного устройства. Конфликт объясняется тем, что одна из обменивающихся сторон посчитала сделку для себя невыгодной.

Аксиомы теории обмена:

· Чем больше будет вознаграждаться человеческое действие, тем выше будет вероятность повторения этого действия.

· Если получение вознаграждения за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек будет стремиться воссоздать эти условия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Проблемы современной семьи.
Сам факт вступления в брак еще не говорит о намерении создать полноценную семью, продолжающую род человеческий. Согласно социологическим опросам, более 18 % супружеских пар не желают вообще иметь детей. Сложные экономические условия радос ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Схема взаимодействия социального педагога с деятельностью психолога, учителя в работе с учеником СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ПСИХОЛОГ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Соц ...

Суть парадигм социальной работы
Знание социологической теории, парадигмальных социологических концепций позволяет совершенствовать социальную работу и на ее микроуровне, в малой социальной группе и в непосредственных взаимодействиях с клиентом.Под парадигмой в науке пони ...