SocioDone

Социология: современные тенденции

Примитивная религия
Страница 1

Исчерпывается двумя символическими формами – ритуалом и мифом. На этом этапе ещё не существует религиозной организации. Мифы в очень большой степени связанны с деталями мира и представляют собой ещё весьма зыбкие, текучие образования. Этот миф-мечтание легко подвергается перетолкованию, что может вести к обновлению ритуала. В ритуальном действии участники идентифицируются с мифическими существами, которых они представляют.

В ритуале, когда «всегда» становится «сейчас», практически исчезает дистанция между человеком и мифическими существами. Это – фигуры предков, полузверей-полулюдей, которые ещё не являются богами, им не приписывают власть над миром и они ещё не стали объектом поклонения, хотя они нередко наделяются героическими чертами и способностями, превышающими способности обычных людей.

Социальные последствия примитивной религии Белла интерпретирует, ссылаясь на Дюркгейма: ритуальная деятельность укрепляет солидарность общества и способствует приобщению молодёжи к нормам поведения племени. Она даёт мало средств для преобразования мира, сама текучесть и зыбкость примитивной религии служит преградой для радикальных нововведений, хотя конкретные мифы и ритуалы находятся в процессе постоянного пересмотра и изменения.

Итак, религиозное сознание пронизывает всю жизнь группы, и сама группа представляет собой религиозную организацию, носителя данной конкретной религии. В некоторых группах имеются специализированные фигуры – шаманы и знахари, но они – не обязательная принадлежность примитивной религии.

Примитивная религия основывается на верованиях в злых и добрых духов, в существование колдовских сил, которые составляют основу магических действий.

В примитивной религии можно выделить три варианта или три её типа – индивидуалистический, шаманистский и общинный

.

Часть ритуальных актов преимущественно связанна с гарантиями и способами достижения успеха индивидов, его «счастьем», посредством главным образом магических действий. Все эти сугубо индивидуальные действия являются в то же время действиями социальными, включёнными в социальную структуру, поскольку предполагают понимание значения принятой в данном обществе символики.

В примитивном обществе, на ранней стадии религиозной жизни роль индивидуального

начала менее значительна, чем позже.

В рамках примитивной религии появляется первая форма специализации в религиозной жизни в виде института шаманства. Шаман– это человек, который ещё не является религиозным специалистом: он может практиковать в тех случаях, когда этого он хочет сам; он действует на свой страх и риск как частное лицо.

Его роль не предполагает обязательного участия его «клиентов» в коллективном ритуале. Это харизматическая фигура, его дар выявляется, прежде всего, в экстатическом возбуждении, приобщающем его к сакральному началу.

Наконец, в примитивных религиях уже существует практика, которую можно обозначить как общинный (или коммунальный) культ

. Это события, связанные с изменением статуса индивида в общине. Здесь религиозные роли не отделились от более общих ролей той или иной личности в общине. Группами, которые осуществляют такого рода деятельность, являются «естественные» объединения – семья, родственные или земляческие группы, а также объединения по возрасту или полу. То, что может быть названо семейным культом, не имеет строгих очертаний, форм.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Большая выборка
Если объем выборки достаточно большой (практически, начиная с п > 20—30), то распределение выборочной средней , согласно центральной предельной теореме, независимо от характера генерального распределения приближается к нормальному расп ...

Группировка районов по двум признакам. Комбинированная группировка районов по двум признакам
Требуется определить влияние среднегодовой численности работающих, тыс. чел. к численности населения, тыс. чел. на объем платных услуг на душу населения, руб. Выделим типические группы по намеченным признакам. Для этого построим и проана ...

Организационные аспекты социального образования
Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Они определяют фундамент оценки качества ...