Примитивная религияСтраница 1
Исчерпывается двумя символическими формами – ритуалом и мифом. На этом этапе ещё не существует религиозной организации. Мифы в очень большой степени связанны с деталями мира и представляют собой ещё весьма зыбкие, текучие образования. Этот миф-мечтание легко подвергается перетолкованию, что может вести к обновлению ритуала. В ритуальном действии участники идентифицируются с мифическими существами, которых они представляют.
В ритуале, когда «всегда» становится «сейчас», практически исчезает дистанция между человеком и мифическими существами. Это – фигуры предков, полузверей-полулюдей, которые ещё не являются богами, им не приписывают власть над миром и они ещё не стали объектом поклонения, хотя они нередко наделяются героическими чертами и способностями, превышающими способности обычных людей.
Социальные последствия примитивной религии Белла интерпретирует, ссылаясь на Дюркгейма: ритуальная деятельность укрепляет солидарность общества и способствует приобщению молодёжи к нормам поведения племени. Она даёт мало средств для преобразования мира, сама текучесть и зыбкость примитивной религии служит преградой для радикальных нововведений, хотя конкретные мифы и ритуалы находятся в процессе постоянного пересмотра и изменения.
Итак, религиозное сознание пронизывает всю жизнь группы, и сама группа представляет собой религиозную организацию, носителя данной конкретной религии. В некоторых группах имеются специализированные фигуры – шаманы и знахари, но они – не обязательная принадлежность примитивной религии.
Примитивная религия основывается на верованиях в злых и добрых духов, в существование колдовских сил, которые составляют основу магических действий.
В примитивной религии можно выделить три варианта или три её типа – индивидуалистический, шаманистский и общинный
.
Часть ритуальных актов преимущественно связанна с гарантиями и способами достижения успеха индивидов, его «счастьем», посредством главным образом магических действий. Все эти сугубо индивидуальные действия являются в то же время действиями социальными, включёнными в социальную структуру, поскольку предполагают понимание значения принятой в данном обществе символики.
В примитивном обществе, на ранней стадии религиозной жизни роль индивидуального
начала менее значительна, чем позже.
В рамках примитивной религии появляется первая форма специализации в религиозной жизни в виде института шаманства. Шаман– это человек, который ещё не является религиозным специалистом: он может практиковать в тех случаях, когда этого он хочет сам; он действует на свой страх и риск как частное лицо.
Его роль не предполагает обязательного участия его «клиентов» в коллективном ритуале. Это харизматическая фигура, его дар выявляется, прежде всего, в экстатическом возбуждении, приобщающем его к сакральному началу.
Наконец, в примитивных религиях уже существует практика, которую можно обозначить как общинный (или коммунальный) культ
. Это события, связанные с изменением статуса индивида в общине. Здесь религиозные роли не отделились от более общих ролей той или иной личности в общине. Группами, которые осуществляют такого рода деятельность, являются «естественные» объединения – семья, родственные или земляческие группы, а также объединения по возрасту или полу. То, что может быть названо семейным культом, не имеет строгих очертаний, форм.
Другие материалы:
Профилактика преступности несовершеннолетних. Субъекты профилактики
преступности несовершеннолетних.
Преступное поведение подростков – неизбежный эпифеномен общества. Понятие это весьма относительно. С одной стороны, оно задает динамику развития общества (требуя немедленного решения данной проблемы), с другой стороны, тормозит его развит ...
Добровольческие организации
Их называют в литературе неприбыльными. Однако, как считают зарубежные авторы, говорить о них как о неприбыльных организациях не совсем точно, поскольку многие из них имеют весьма большой доход. Самое главное то, что вся полученная прибыл ...
Каковы причины отклоняющегося (девиантного) поведения?
Существуют множество причин отклоняющегося (девиантного) поведения. Такой причиной является, во-первых, разрыв между ценностями культуры и существующей в обществе социальной структурой. В частности, в современном белорусском и российском ...