Семья как малая группа и социальный институт. Проблемы развития семьи в
современном обществеСтраница 2
Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьи
и семейные отношения
, является переход общества от аграрной стадии развития к индустриальной и постиндустриальной. Данный переход влечет за собой следующие изменения:
– развитие двух жизненных центров – работы и дома; Аренда Mercedes E-Class 2021 . Прокат Mercedes мерседес-такси-аренда-выкуп.рф.
– рост экономической независимости женщин и их активное включение в трудовую деятельность;
– снижение престижа и влияния религии;
– сексуальную революцию;
– демократизацию брачно-семейного законодательства;
- изобретение надежных средств контрацепции.
Аграрному обществу присуща традиционная модель семьи, индустриальному и постиндустриальному – современная. Основные характеристики этих моделей представлены в таблице.
|
Традиционная семья |
Современная семья |
|
1. Родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью |
1. Родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида |
|
2. Семейное домохозяйство выступает в качестве экономической основы аграрного общества, все работают дома не за плату, а на себя |
2. Разделение дома и работы, семейное хозяйство перестает быть ведущим |
|
3. Незначительные психологические различия между семьей и общиной |
3. Резкое размежевание дома и внешнего мира, семейная первичность и обезличенность отношений во внешнем мире |
|
4. Социальная и географическая мобильность низкая, сыновья наследуют статус и специализацию отца |
4. Высокая социальная и географическая мобильность |
|
5. Централизованная расширеная семейно-родственная система с доминированием старших |
5. Децентрализованная нуклеарная семья |
|
6. Развод происходит по инициативе мужа по причине бездетности семьи |
6. Развод по причине межличностной несовместимости супругов |
|
7. Патриархальная властная структура семьи |
7. Эгалитарная властная структура |
|
8. «Закрытая» система выбора супруга на основе предписаний родства и традиций |
8. «Открытая» система выбора супруга на основе личностной избирательности |
|
9 Культура многодетности с жестким табу на предупреждение и прерывание беременности |
9. Культура малодетности с вмешательством в репродуктивный цикл |
Тенденции развития современной семьи:
1 Абсолютное и относительное увеличение количества разводов.
2 Увеличение числа детей, рожденных вне брака и воспитывающихся в неполных семьях.
3 Уменьшение средней продолжительности брака.
4 Откладывание момента вступления в брак.
5 Увеличение количества людей, проживающих в свободном браке.
6 Уменьшение размеров семьи, снижение рождаемости.
7 Увеличение числа одиноких людей, не вступающих в брак.
Новые (альтернативные) формы семьи и брака:
1. Брачный контракт, заключенный на определенный срок.
2. Брак с трехлетним испытательным сроком.
3. Групповой брак.
4. Полигиния.
5. Серийная моногамия.
6. Гостевой брак.
7. Гомосексуальный брак.
8. Жизнь в коммуне.
Другие материалы:
Свобода в деятельности человека
Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
В истории фило ...
Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи
неполной семье
Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ...
Пути и средства профилактики наркомании и токсикомании в опыте
общеобразовательной школы. Диагностическое исследование
склонности учащихся старших классов к употреблению наркомании и токсикомании
Целью практической части нашего исследования являлось диагностика склонности учащихся к употреблению наркотических и токсических веществ. Базой исследования явились учащиеся 9 класса Майской МОУ СОШ №10.
Методы диагностирования: тестиров ...
