Социометрия как метод изучения малых группСтраница 2
Число выборов, полученных каждым человеком, служит мерилом его положения в системе межличностных отношений, его социометрического статуса.
Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социогрмм, числовых индексов.
Социограмма - это графическое выражение математической обработки результатов исследования межличностных отношений. Она позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, причем в разных формах - индивидуально для каждого члена группы и в целом для всей группы. Члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности - в центре или на периферии, при этом отражаются практически все связи.
Социометрический «расклад» может иметь следующую структуру: - люди, получающие больше всего положительных выборов. Это означает, что они пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» относятся те, кто получает большинство положительных выборов при условии, что каждый делает три выбора;
- люди, получающие среднее число таких выборов. Они относятся к категории «предпочитаемых»;
- люди, получающие меньше среднего числа положительных выборов. Они относятся к категории пренебрегаемых;
- люди, не получающие ни одного положительного выбора. Это люди, которых игнорируют, отвергают.
В результате социометрического исследования руководитель получает не только информацию о положении каждого члена группы в системе межличностных отношении, но и обобщенную картину состояния этой системы или то, что обычно называют психологически климатом группы. Характеризуется он особым показателем - уровнем благополучия взаимоотношений группы. Он может быть:
- высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «отвергаемых» членов группы;
- средним, если имеет место примерное равенство этих величин;
- низким, если число «пренебрегаемых», «изолированных» и «отвергаемых» членов группы больше числа «звезд» и «предпочитаемых».
Другие материалы:
Основные причины смертности в России
1. Слабое развитие медицины, а особ. в части диагностики сердечно сосудистых заболеваний и онкологич. заболеваний из за того, что соответств. учреждения не создавались гос. органами в советское и постсоветское время, а спрос на мед.услуги ...
Многообразие коммуникативного поведения и его факторы
Участвуя в производственно-познавательной деятельности общества, каждый индивид оказывается включённым во множество коммуникативных процессов. Возможность его участия в коммуникативных событиях обусловливается его коммуникативным поведени ...
Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 года
Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2007 - 2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций дем ...