Социометрия как метод изучения малых группСтраница 2
Число выборов, полученных каждым человеком, служит мерилом его положения в системе межличностных отношений, его социометрического статуса.
Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социогрмм, числовых индексов.
Социограмма - это графическое выражение математической обработки результатов исследования межличностных отношений. Она позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, причем в разных формах - индивидуально для каждого члена группы и в целом для всей группы. Члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности - в центре или на периферии, при этом отражаются практически все связи.
Социометрический «расклад» может иметь следующую структуру: - люди, получающие больше всего положительных выборов. Это означает, что они пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» относятся те, кто получает большинство положительных выборов при условии, что каждый делает три выбора;
- люди, получающие среднее число таких выборов. Они относятся к категории «предпочитаемых»;
- люди, получающие меньше среднего числа положительных выборов. Они относятся к категории пренебрегаемых;
- люди, не получающие ни одного положительного выбора. Это люди, которых игнорируют, отвергают.
В результате социометрического исследования руководитель получает не только информацию о положении каждого члена группы в системе межличностных отношении, но и обобщенную картину состояния этой системы или то, что обычно называют психологически климатом группы. Характеризуется он особым показателем - уровнем благополучия взаимоотношений группы. Он может быть:
- высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «отвергаемых» членов группы;
- средним, если имеет место примерное равенство этих величин;
- низким, если число «пренебрегаемых», «изолированных» и «отвергаемых» членов группы больше числа «звезд» и «предпочитаемых».
Другие материалы:
Негативное воздействие
массовой коммуникации
К негативным последствиям массовой коммуникации можно отнести формирование у реципиентов потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала.
Ма ...
Пенсионное обеспечение в РФ. Система пенсионного обеспечения
в Российской Федерации . Виды пенсий
Слово «пенсия» латинского происхождения. «Pensio» означает платеж. В Большом экономическом словаре пенсия определяется как регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидно ...
Роль и место физического воспитания в социальной
реабилитации лиц с ограниченными возможностями
Физическая культура - это особая и самостоятельная часть культуры, которая приобретает ряд особенных черт в приложении к инвалидам разных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом.
Физическая культура представляет с ...