Влияние условий жизни в детском доме на межличностные отношения детей-сирот. Условия жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах
Основное условие нормального развития – «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. Первой такой школой общения становиться семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфику социальной среды. Именно в раннем детстве формируется исходное либо доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей. Исследования свидетельствуют[11], что чувства, которые сформировались в детстве, впоследствии нередко сопровождают человека в течение всей его жизни, придавая отношениям с другими людьми особый стиль и эмоциональную тональность.
Успешному решению вопроса формирования у воспитанников позитивного образа семьи способствует само устройство жизни в детском доме:
1. Осознавая, что государственное учреждение в любых его моделях не сможет в полной мере компенсировать для ребенка потерю семьи, детский дом организует жизнедеятельность воспитанников по типу замещающей семьи.
2. Организация проживания детей максимально приближена к семейной обстановке: разновозрастные социальные семьи проживают в отдельных изолированных помещениях, где имеются: гостиная - комната для игр и отдыха, спальня, кухня, санитарный блок.
Число проживающих детей в каждой семье от 10 - 13 человек.
3. В группах должно быть все необходимое для создания в сознании ребенка целостного образа дома, для формирования у детей социально необходимых представлений о хозяйственно - бытовой жизни: телевизор, компьютер, мягкая мебель, магнитофоны, видеомагнитофоны, ковры, бытовая техника, книги, игрушки, и др.
4. Ликвидация возрастной ступени, в группах - социальных семьях -проживают дети от 4 - 18 лет.
5. Подбор детей в семьи ведется по родственному принципу: братья и сестры получают возможность жить вместе, трудиться, общаться, отдыхать. Обеспечить индивидуальный подход к одаренным и неуспевающим детям, педагоги учат воспитанников принимать людей такими, какие они есть, проявляя сочувствие, сопереживание, радуясь успехам каждого.
Таким образом, любые формы работы преломляются через общение и взаимодействие младших и старших, детей и взрослых. В семейных коллективах ребенок быстрее адаптируется, привыкает к выполнению определенных обязанностей (учеба, самообслуживание, забота старших о младших), и этому способствует весь уклад жизни в семье.
Главная задача воспитателей – создать отношения доброжелательности, взаимопомощи среди детей внутри семьи, дома.
Другие материалы:
Формализованный анализ документов
Как замечает В.А. Ядов: «Желание избавиться от субъективности традиционного анализа породило разработку принципиально иных, формализованных, или, как часто их называют, количественных методов анализа документов (контент-анализ).
Суть эти ...
Э. Дюркгейм и его теория эволюционного
развития общества
Как отмечалось выше, социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научност ...
Смысложизненные и этические предпочтения студентов
Таблица 1
Варианты ответов
1993 г.
1995 г.
1997 г.
1999 г.
1. Иметь хорошую профессию
2. Иметь хорошую семью, детей
3. Иметь много друзей
4. Встрерить большую любовь
5. Иметь много денег
6. Открыть свое дело, пр ...