SocioDone

Социология: современные тенденции

Смысложизненные и этические предпочтения студентов
Страница 1

Молодежная культура » Смысложизненные и этические предпочтения студентов

Таблица 1

Варианты ответов

1993 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.

1. Иметь хорошую профессию

2. Иметь хорошую семью, детей

3. Иметь много друзей

4. Встрерить большую любовь

5. Иметь много денег

6. Открыть свое дело, предприятие

7. Иметь квартиру, много вещей, квартиру

8. Стать сильным и независимым

48

57

39

37

21

14

18

10

67

63

41

35

25

19

24

18

84

77

63

52

40

30

40

24

84

78

64

54

38

36

35

19

Первые четыре позиции, представленные в Таблице 1, можно отнести к классическим ценностям нормального здорового общества. Однако прагматизм последних лет жизни нашего общества прямо коснулся и студенческой молодежи, о чем свидетельствует распределение ответов по следующим четырем позициям. С одной стороны мы убеждаемся, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку среди молодежи, а с другой, эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план ценности нашего общества.

Приведем и другую шкалу ценностей, ориентированную на выбор предпочитаемых человеческих качеств (см. табл. 2). Здесь также очевидна традиционная иерархия ценностей, что отражает доминирование первых трех позиций.

Следует отметить рост предпочтения добра и терпения, умения дружить и жертвовать ради Друга; устойчивое понижение рейтинга индекса «физическая сила», упавшего вдвое за 6 лет, и повышение рейтинга позиции

«интеллект, образование». Значимыми выглядят индексы «духовная сила, сила характера», «самостоятельность, независимость», «честь, достоинство». Отметим, что значимость параметров «красота» и «физическая сила» несколько снижается с возрастом, школьники отдают им предпочтение в два раза чаще чем студенты. При этом с возрастом вдвое возрастают значение параметров «интеллект» и в четыре раза – «напористость и энергичность.

Вторую группу предпочтений составили позиции 13-16 таблицы 2. Нужно заметить, что рейтинг позиции «свобода и раскрепощенность» резко упал при введении позиции «самостоятельность и независимость». Быстро возвращает свои позиции, постоянно возрастая, «утонченность, чувство прекрасного», снижается рейтинг оказавшегося модным принципа «умение жить красиво», еще в 1993г. занимавшего 7-е место.

Варианты ответов

1993 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.

1. Красота

2. Доброта, терпение

3. Умение дружить, жертвовать ради Друга

4. Духовная сила, сила характера

5.Любовь к детям

6. Интеллект, образование

7. Самостоятельность, независимость

8. Скромность

9. Вежливость и интеллигентность

10. Честь, достоинство

11. Физическая сила

12. Аккуратность и точность

13. Утонченность, понимание прекрасного

14. Умение жить красиво (роскошно)

15. Напористость, энергичность

16. свобода и раскрепощенность

62

50

47

_

35

23

_

29

21

_

45

25

9

26

9

15

53

57

55

_

37

26

_

26

33

_

31

30

12

23

12

18

46

58

55

37

37

33

32

21

34

_

26

28

15

17

9

3

54,9

54,1

53

40

30

30

28

27

23

24

23

21

16

13

8

_

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Конструирование социальных технологий
Анализ условий возникновения социальных технологий убеждает в том, что «всякая социальная технология опирается на некий обязательный фундамент» иными словами, существуют принципы построения (конструирования) технологий, которые в свою оче ...

Социологический анализ положения пенсионеров на рынке труда г. Москвы. Особенности положения работающих пенсионеров на рынке труда г. Москвы
Москва является одним из высокоразвитых субъектов Российской Федерации. Согласно оценке Минэкономразвития России, по уровню социально-экономического развития Москва отнесена к городам с уровнем развития «выше среднего» - самой высокой инт ...

Проблемы, с которыми сталкивается домохозяйство
При принятии многих важных хоз решений дх сталкиваются с ситуацией, при которой невозможно даже с помощью вероятных распределений оценить будущее результаты осуществляемого сегодня выбора. Возможности членов дх в сборе и обработки информа ...