SocioDone

Социология: современные тенденции

Детский дом, как государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Информация о социологии » Теоретические аспекты проблем социализации личности детей-сирот » Детский дом, как государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство как общественное явление имеет много вековую историю. Социальные потрясения XX века стали, причиной появления большого числа детей-сирот вместе с тем они привели к возникновению нового явления, получившего название социального сиротства. Социальные сироты - дети до 18 лет, оказавшиеся без попечения родителей в силу того, что родители были лишены родительских прав, находятся в заключении, страдают тяжелыми, в том числе психическими, заболеваниями вследствие наркомании, алкоголизма или по другим причинам. К социальным сиротам относятся и дети, от которых родители отказались.

По данным официальных источников Минобразования России основных тенденции изменения системы жизнедеятельности детских домов и числа детей-сирот в них за 1990-1999 годы следующие[3]:

1. Увеличение числа детских домов (более чем в 2 раза) и численности воспитанников в них.

2. Преобразование дошкольных и школьных детских домов в смешанные (по типу семьи) детские дома. Преобладание детских домов по семейному типу (к 1999 году из 1191 детского дома в РФ создано 850 детских домов смешанного вида: для детей дошкольного - школьного возраста).

3. Появление новых видов государственных образовательных учреждении для детей-сирот: домов детства, детских домов - школ, учебно-воспитательных комплексов, школ - интернатов с первоначальной летней подготовкой, кадетских школ - интернатов.

4. Создание негосударственных образовательных учреждений для детей-сирот (на 01.01.1999 года в 9 регионах РФ создано 16 негосударственных детских домов: пансионаты, колледжи, епархиальные детские дома, детские деревни SOS, приюты и т.д.)

5. Создание семейных форм устройства для воспитания детей-сирот: патронатные семьи, приемные семьи, опека, попечительство, усыновление.

6. Создание постинтернатных форм подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни: центры постинтернатной адаптации при органах управления образования (Москва, Владимир), при детских домах и школах интернатах (Санкт - Петербург, Пермская область).

7. Появление общественных организаций в защиту детей-сирот (Москва, Московская, Тверская области и др.)

Число детей, оказавшихся без попечения родителей в результате решения их родительских прав, по - прежнему растет: в 1999 году таких детей было 46,5 тыс., в 2000 году их число выросло до 53 тыс. человек.

Наиболее распространенными видами специализированных детских учреждений являются дома ребенка, детские дома и школы интернаты.

Детский дом - государственное образовательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет.

Детские дома различаются:

- по возрастному принципу - для детей дошкольного возраста (3 - 7), школьного возраста (7 - 18) и смешанного типа;

- в зависимости от особенностей контингента воспитанников - общего типа, санаторные (для детей нуждающихся в длительном лечении), специальные (для детей с отклонениями в развитии);

- в зависимости от круга решаемых задач - детский дом, детский дом - школа, учебно - воспитательный комплекс.

Ранее имела место ситуация, при которой дошкольные детские дома и детские дома для детей школьного возраста существовали обособленно друг от друга. При этом перевод ребенка из одного учреждения в другое, где свои правила и порядки, новые лица детей и воспитателей, являлся стрессовой ситуацией для воспитанника. При таком положении дел братья и сестры одного возраста, как правило, попадали в разные учреждения. Сейчас имеет место тенденция создания смешанных детских домов школьно - дошкольного типа.


Другие материалы:

Научная теория управления
Принято считать, что заслуга создания в начале XX в. первой научной теории управления принадлежит американскому инженеру и консультанту Фредерику Тейлору, стоявшему у истоков систематического изучения трудового процесса с целью совершенст ...

Социальное проектирование
Проектирование происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является нау ...

Принципы поведения домашних хозяйств
На рынке ценных бумаг, выбирая среди различных финансовых активов, дх не может спрогнозировать будущую доходность каждого из них. Это становится причиной того, что дх ведут себя в соответствии со след принципами поведения: 1. ориентация ...