Арттерапия как средство коррекции девиантного поведения подростков из
неблагополучных семей. Понятие, функции и виды арттерапииСтраница 1
Арт-технология – это метод профилактики, реабилитации, коррекции, досуга, социализации и развития личности посредствам художественного творчества. Он привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Арт-технология использует «язык» виртуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны.
Рисунки нередко используются для психологического анализа, оценки психологического анализа и других целей. Имеются и отдельные попытки включить некоторые изобразительные приёмы в арсенал групповой и семейной коррекции в работе с детьми и подростками, в реабилитационный процесс. «Символические игры» являются обязательным элементом любого изобразительного творчества, поскольку язык изобразительного искусства глубоко символичен, а цвет, формы, линия, объём и другие изобразительные элементы обладают глубоким и многозначным смыслом, хотя он зачастую может и не осознаваться. «Социальные игры» или «игры с правилами» – наиболее значимы при осуществлении групповых форм работы, которые предполагают использование определённых норм группового поведения, в том числе процесс совместной изобразительной деятельности участников группы. Для арт-технологической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности подростка, а также с динамикой арт-технологического процесса. Подростку должна быть предоставлена возможность самому выбирать средства для изобразительной работы (карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски).
Использование техники коллажа нередко помогает подросткам преодолеть робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт подросткам чувство защищённости, поскольку они не так отожествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Арт-технологию можно разделить на две основных группы: индивидуальная и групповая. Индивидуальные арт-технологии используются с широким кругом клиентов. Принято считать, что индивидуальные арт-технологии подходят, прежде всего, тем клиентам (подросткам), которые имеют неглубокие психические расстройства, преимущественно невротического характера. При индивидуальной арт – технологии в самом начале нужно объяснить подростку, в чём будет заключаться совместная работа, что подросток может и чего не может делать. В некоторых случаях подросток может попытаться уничтожить свою работу – как ту, над которой он трудиться в настоящий момент, так и одну или несколько ранее созданных. Это может отражать тот или иной травматичный для него опыт, который он не может пока интегрировать, либо очевидный внутренний конфликт. Как правило, не стоит этому препятствовать, но в то же время нужно попытаться выяснить, с чем связано данное желание клиента. Индивидуальная арт-технологическая работа может продолжаться довольно долго. Во многих случаях это несколько месяцев или даже лет. Нежелательно внезапное прекращение работы, оставляющее подростка «незащищённым». Завершение работы обозначает некий личностный «рост» совершившийся в подростке за тот или иной промежуток времени. О групповых формах арт-технологической работы можно сказать, что в настоящее время они используются очень широко. Как всякий коррекционный метод, групповая арт-технология имеет своей целью определенные изменения в состоянии и социальном поведении участников группы.
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановление роли организма, так в формировании духовного мира личности. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. Так же особое значение придавалось театру. С помощью силы театрального воздействия проповедовались определённые идеи, формировалось мировоззрение народа. Театр давал зрителям живые уроки героизма, воспитания воли, верности своим идеалам.
Другие материалы:
Организация пенсионного обеспечения в
Российской Федерации. Роль Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в пол ...
Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 года
Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2007 - 2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций дем ...
Микросоциологические методы. Метод фокус-групп
Особым видом опроса является социометрический. Он предназначен для изучения структуры межличностных отношений в малых контактных группах. Его создатель, американский психолог Я.Л. Морено называл свою социометрическую концепцию в отличие о ...