SocioDone

Социология: современные тенденции

Социокультурный аспект социальных сетей мусульманского сообщества
Страница 2

Что же их объединяет? Этой основой бывают разные факторы. В одних объединяющим началом является общая профессия, в других – даже не сама по себе профессия как таковая, а занятие своей деятельностью на исламской ниве. Дело в том, что те времена, когда специалистов–мусульман было крайне мало, уже прошли, и образуется иная ситуация, диктующая новые правила.

Объединяющим началом для социальных сетей «нового типа» является в большей степени высокая социальная активность их членов. Остальные факторы (этническая и субэтническая принадлежность, земляческие связи, субконфессиональная принадлежность) имеют зачастую подчиненное значение.

При этом образование этих социальных сетей происходит по следующему алгоритму:

1) профессионал приходит к осознанному исполнению исламских религиозных предписаний;

2) он начинает принимать активное участие в деятельности уже существующих структур;

3) он начинает объединяться с другими такими же, как и он, специалистами.

Таким образом, возникают социальные сети, образованные на основе совместных действий, как правило, в социальной сфере. На сегодняшний день именно ими в значительной степени ведется деятельность по оказанию помощи неимущим, пропаганде здорового образа жизни и т.д.

Нередко сети, образованные и работающие по такому принципу, институционализируются, как правило, через регистрацию общественных или религиозных организаций. При этом принцип действия и отношения внутри структуры продолжают соответствовать сетевым – отсутствует замкнутость на одного человека, единоличное руководство, соблюдается принцип совета. За счет данных моментов, возможно, наблюдается некоторая видимость рыхлости структуры.

Но при этом достигается большая степень открытости, коллегиальность руководства, которая помогает избежать множества системных ошибок, значительно снижающих эффективность работы.

Практически на сегодняшний день мобилизационный ресурс мусульманских организаций в России обеспечен лишь за счет самого ислама как религиозной и идеологической системы.

Поддержка этого мобилизационного ресурса и его использование осуществляется преимущественно социальными сетями (в их институционализированных и неинституционализированных формах).

Сегодня социальные сети в российском исламе недостаточно изучены, но, тем не менее, многие из них являются наиболее мощным фактором общественных отношений в этой конфессиональной среде. Они обладают колоссальным потенциалом для осуществления деятельности, направленной на социальную поддержку населения.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком – координатором Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, государственными заказчиками подпрограмм: «Здоровое поколение» – Министерство здравоохранения и социал ...

Гендерные стереотипы и их негативная роль в обществе. Формирование гендерных стереотипов
Дж. Уильямс и Д. Бест предложили испытуемым из 25 стран использовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающих личностные черты, для характеристики мужчин и женщин. Они выявили, что мужчинам приписывались 48 слов, а женщина ...

В чем состоит различие асоциального поведения от противоправного?
Как сами нормы, так и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной значимости. Если нарушаются моральные нормы, существующие в обществе обычаи, традиции, правила общежития, то эти ...