SocioDone

Социология: современные тенденции

Каковы особенности истолкования типов социального поведения М. Вебером?

Информация о социологии » Экономические аспекты социального поведения » Каковы особенности истолкования типов социального поведения М. Вебером?

М. Вебер считал, что социология в отличие от психологии, должна уделять приоритетное внимание исследованию типов социального поведения. Если в обществе складывается определенное единообразие в условиях социального поведения, то мы имеем дело с нравами. Под этим термином чаще всего понимается свойственный определенному периоду или его значительной части уклад жизни. Нравы обычно бывают тесно связаны с привычками, которые проявляются в ставшей постоянной, обычной склонности либо потребности совершать те или иные поступки. Мы обычно по привычке покупаем хлеб в одной и той же булочной, движемся на работу или учебу по привычному маршруту, привычно приветствуем соседа и т.п. «Нравы,— пишет М. Вебер, — мы будем называть обычаем, если фактические привычки укоренялись в течение длительного времени» [5; 634]. Под обычаем понимается общепринятый порядок поведения (например, в театре или храме), традиционно установившиеся правила общественного поведения. «Обычай, — говорит М. Вебер, — мы будем определять как обусловленный интересами, если возможность его эмпирического наличия обусловлена только целерациональной ориентацией поведения отдельных индивидов на одинаковые ожидания» [5; 634].

В широко известной работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер убедительно показал, как свойственное протестантизму представление о необходимости выполнения долга в рамках мирской профессии, ставшее рассматриваться в качестве наивысшей задачи нравственной жизни человека, привело с течением времени к утверждению в среде его приверженцев системы нравов, в которой высшим призванием верующего становится религиозно освященный мирской будничный труд. А эти нравы, укоренившиеся в привычки широких слоев протестантов, в т. ч. и предпринимателей, торговцев, рабочих, — в свою очередь привели к возникновению обычая, согласно которому «выполнение мирских обязанностей служит при любых обстоятельствах единственным средством быть угодным Богу» [3; 98]. Именно этический пафос лютеранства, утверждавшего, что главной задачей, поставленной перед человеком, и эффективная профессиональная деятельность, по убеждению М. Вебера, сыграли решающую роль в становлении «духа капитализма» и развили тип капиталистической экономики.

На основе приведенных рассуждений М. Вебер делает важный вывод. Этот вывод гласит: среди различных типов поведения в экономическом поведении основную роль играет поведенческий акт, который, по субъективной оценке индивида, в наибольшей мере соответствует их естественным интересам, поэтому именно на эти взгляды, знания, привычки, обычаи «они ориентируют свое поведение» [3; 635].

Индивиды, интересы которых связаны с рынком, ориентируют свое поведение, рассматриваемое ими как средство, на собственные типические субъективные хозяйственные интересы, выступающие в качестве цели. А чем более целерационально их поведение, тем более сходными становятся их реакции на данные ситуации. Отсюда возникают единообразие, регулятивность и длительность их установки именно на такой тип поведения. А поскольку ориентация на собственные и чужие интересы чаще всего достигает эффекта, постольку изучение именно такого поведения, по словам М. Вебера, «явилось одним из факторов, определивших возникновение политической экономии как науки» [3; 635].

В системе различных типов поведения, по мысли М. Вебера, наиболее соответствуют самой сущности экономического поведения такие поступки, которые ориентированы на цели, совпадающие с хозяйственными интересами индивидов, а для достижения этих целей выбираются такие поведенческие акты, которые рационально продуманы и оценены, т.е. являются целерациональным поведением.


Другие материалы:

Правовое государство
К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства ...

Проблема неполной семьи в современном обществе. Семья как социальный институт
Семья - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственнос ...

Социология как наука
Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные ...