SocioDone

Социология: современные тенденции

Каковы особенности истолкования типов социального поведения М. Вебером?

Информация о социологии » Экономические аспекты социального поведения » Каковы особенности истолкования типов социального поведения М. Вебером?

М. Вебер считал, что социология в отличие от психологии, должна уделять приоритетное внимание исследованию типов социального поведения. Если в обществе складывается определенное единообразие в условиях социального поведения, то мы имеем дело с нравами. Под этим термином чаще всего понимается свойственный определенному периоду или его значительной части уклад жизни. Нравы обычно бывают тесно связаны с привычками, которые проявляются в ставшей постоянной, обычной склонности либо потребности совершать те или иные поступки. Мы обычно по привычке покупаем хлеб в одной и той же булочной, движемся на работу или учебу по привычному маршруту, привычно приветствуем соседа и т.п. «Нравы,— пишет М. Вебер, — мы будем называть обычаем, если фактические привычки укоренялись в течение длительного времени» [5; 634]. Под обычаем понимается общепринятый порядок поведения (например, в театре или храме), традиционно установившиеся правила общественного поведения. «Обычай, — говорит М. Вебер, — мы будем определять как обусловленный интересами, если возможность его эмпирического наличия обусловлена только целерациональной ориентацией поведения отдельных индивидов на одинаковые ожидания» [5; 634].

В широко известной работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер убедительно показал, как свойственное протестантизму представление о необходимости выполнения долга в рамках мирской профессии, ставшее рассматриваться в качестве наивысшей задачи нравственной жизни человека, привело с течением времени к утверждению в среде его приверженцев системы нравов, в которой высшим призванием верующего становится религиозно освященный мирской будничный труд. А эти нравы, укоренившиеся в привычки широких слоев протестантов, в т. ч. и предпринимателей, торговцев, рабочих, — в свою очередь привели к возникновению обычая, согласно которому «выполнение мирских обязанностей служит при любых обстоятельствах единственным средством быть угодным Богу» [3; 98]. Именно этический пафос лютеранства, утверждавшего, что главной задачей, поставленной перед человеком, и эффективная профессиональная деятельность, по убеждению М. Вебера, сыграли решающую роль в становлении «духа капитализма» и развили тип капиталистической экономики.

На основе приведенных рассуждений М. Вебер делает важный вывод. Этот вывод гласит: среди различных типов поведения в экономическом поведении основную роль играет поведенческий акт, который, по субъективной оценке индивида, в наибольшей мере соответствует их естественным интересам, поэтому именно на эти взгляды, знания, привычки, обычаи «они ориентируют свое поведение» [3; 635].

Индивиды, интересы которых связаны с рынком, ориентируют свое поведение, рассматриваемое ими как средство, на собственные типические субъективные хозяйственные интересы, выступающие в качестве цели. А чем более целерационально их поведение, тем более сходными становятся их реакции на данные ситуации. Отсюда возникают единообразие, регулятивность и длительность их установки именно на такой тип поведения. А поскольку ориентация на собственные и чужие интересы чаще всего достигает эффекта, постольку изучение именно такого поведения, по словам М. Вебера, «явилось одним из факторов, определивших возникновение политической экономии как науки» [3; 635].

В системе различных типов поведения, по мысли М. Вебера, наиболее соответствуют самой сущности экономического поведения такие поступки, которые ориентированы на цели, совпадающие с хозяйственными интересами индивидов, а для достижения этих целей выбираются такие поведенческие акты, которые рационально продуманы и оценены, т.е. являются целерациональным поведением.


Другие материалы: