SocioDone

Социология: современные тенденции

Г.Зиммель «Кризис культуры»

Каждый кто говорит о культуре, должен ограничить для своих целей многозначность этого понятия. Зиммель понимает под культурой «то совершенство души, которого она достигает не непосредственно сама, как это происходит в религиозном чувстве, в нравственной чистоте, в творчестве, а обходным путем через образования духовно-исторической деятельности рода: путь субъективного духа в культуру идет через науку и формы жизни, через искусство и государство, профессию и знание мира, путь, на котором он возвращается к самому себе, но достигшим большей высоты совершенства».

Связанные с этим разорванность и сомнительность достигают своей высшей точки из-за того обстоятельства, что ряд средств для наших конечных целей, «техника» в широком смысле, беспрерывно удлиняется и уплотняется.

Объективные образования, в которых нашла свое выражение творческая жизнь и которые затем вновь воспринимаются душами и привносят в них культуру, обретают самостоятельное, определяемое каждый раз их фактическими условиями развитие. В содержание и темп развития промышленности и науки, искусства и организаций втягиваются субъекты, безразличные или находящиеся в противоречии к требованиям, которые они должны были бы ставить ради своего собственного совершенствования, т. е: культуры.

В результате то, что можно назвать культурой вещей, предоставленное своему собственному ходу развития, получает громадную сферу распространения, вследствие чего интересы и надежды асе больше обращаются в эту сторону, оттесняя как будто значительно более узкую, значительно более конечную задачу приобщения индивидуальных субъектов к культуре.

Стиль — это всегда следование общей форме, которая придает ряду различных по своему содержанию созиданий общий характер. Чем больше дух народа - ради краткости я пользуюсь этим сомнительным выражением - окрашивает в характерном для него единстве все проявления своего времени, тем более мы видим в нем определенный стиль. Поэтому предшествующие века, которые еще не были столь обременены полнотой гетерогенных, ведущих в разные стороны традиций и возможностей, обладали большим стилем, чем современность, когда во множестве случаев отдельная деятельность осуществляется как бы в оторванности от любой другой. В этом, впрочем в последнее время, быть может, после Ницше, появляются признаки некоторого изменения. Создается впечатление, будто понятие жизни проникает в самые разнообразные области и начинает придавать единый ритм биению их пульса.

Из всего многообразия выделенных Г. Зиммелем в данном исследовании идей мне бы хотелось выделить две, имеющие по моему представлению наибольшее значение для современности. Во-первых, это идея о внутреннем конфликте между многообразием предметов культуры и ограниченностью человеческого восприятия, а во-вторых, как следствие, постепенная подмена жизненных целей средствами и методами. Вышеобозначенные идеи вскрывают всё многообразие недостатков и проблем современного человека и общества в целом: начиная от проблемы самореализации до выбора определённых средств и методов в своей жизни и деятельности.

Таким образом, кризис культуры порождает внутренний конфликт, а тот, в свою очередь – множество реально существующих проблем. Данное исследование имеет огромное значение, которое, на мой взгляд, заключается в том, что первым шагом для устранения или, если угодно, излечения современным человеком своих недостатков является их осознание, понимание их причин, чему Г. Зиммель и посвятил свою статью. За осознанием последует разрешение конфликта или его преодоление, которое должно стать индивидуальным для каждого.


Другие материалы: