SocioDone

Социология: современные тенденции

Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности – распространенным в обществе или его группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ценностям, ожиданиям, установкам.

Так, например, по мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [15, с. 520–521].

Девиантным называется поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отчета («нормы») использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие – аттитюды (эталоны, образцы) поведения [29, с. 3]. Некоторые полагают, что девиантным может быть не только поведение, но и идеи (взгляды) [30, с. 2]. Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя» [25, с. 203].

Говоря о предпосылках возникновения девиации как социально-педагогической проблемы, нельзя не отметить важность в этом аспекте самого сложного из всех детских возрастов – подросткового возраста. Характерными особенностями подросткового возраста является эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать свое поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта погранична между детством и взрослостью. Личность развита еще не настолько, что ее можно считать взрослой, но в то же время настолько, что может вступать в отношения с окружающими и следовать общественным нормам и правилам. Подросток – это лицо, вступившее в период правовой и личностной ответственности за свое поведение.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, принято называть «трудными» или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость подростка в науке рассматривается как отклонение, девиация. Девиация является одной из сторон явления изменчивости, присущего как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое в свою очередь может быть нормальным и отклоняющимся.

Нормальное поведение подростка предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации. Отклоняющееся поведение – такое взаимодействие подростка с микросоциумом, которое нарушает развитие и социализацию подростка вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляется в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение – это конфликтное поведение, всегда основанное на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностями и внутри самой личности. Подростки – та возрастная группа, которая более других страдает от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Вывод
Анализируя процентные показатели диаграмм двух выборок, можно сделать вывод, что студенты как ФФВ, так и исторического факультета, практически однотипно относятся к лицам с ограниченными возможностями. Наиболее явные отличия можно заметит ...

Образование как социальный институт
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционир ...

Опрос как метод сбора социологической информации
Опрос является наиболее часто используемым способом сбора информации в современных социологических исследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми. В ходе опроса исследователь задает ...