SocioDone

Социология: современные тенденции

Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности – распространенным в обществе или его группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ценностям, ожиданиям, установкам.

Так, например, по мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [15, с. 520–521].

Девиантным называется поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отчета («нормы») использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие – аттитюды (эталоны, образцы) поведения [29, с. 3]. Некоторые полагают, что девиантным может быть не только поведение, но и идеи (взгляды) [30, с. 2]. Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя» [25, с. 203].

Говоря о предпосылках возникновения девиации как социально-педагогической проблемы, нельзя не отметить важность в этом аспекте самого сложного из всех детских возрастов – подросткового возраста. Характерными особенностями подросткового возраста является эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать свое поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта погранична между детством и взрослостью. Личность развита еще не настолько, что ее можно считать взрослой, но в то же время настолько, что может вступать в отношения с окружающими и следовать общественным нормам и правилам. Подросток – это лицо, вступившее в период правовой и личностной ответственности за свое поведение.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, принято называть «трудными» или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость подростка в науке рассматривается как отклонение, девиация. Девиация является одной из сторон явления изменчивости, присущего как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое в свою очередь может быть нормальным и отклоняющимся.

Нормальное поведение подростка предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации. Отклоняющееся поведение – такое взаимодействие подростка с микросоциумом, которое нарушает развитие и социализацию подростка вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляется в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение – это конфликтное поведение, всегда основанное на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностями и внутри самой личности. Подростки – та возрастная группа, которая более других страдает от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Бедность как способствующий фактор терроризма
Бедность является показателем пониженного социального статуса личности или отдельных его параметров. Снижение социальных позиций определенных групп, углубление социальной дифференциации являются мощными факторами социальной агрессивности ...

К. Маркс «К критике политической экономии»
В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. С ...

Оценка доли признака
Для точечной оценки доли признака в генеральной совокупности (р) естественно взять выборочную долю р*= где n — объем выборки, т — количество единиц в выборке, обладающих данным признаком. Можно доказать, что эта оценка является состоя ...