Либерализм
Либерализм (liberalis) — это то, что присуще свободному человеку.
Спенсер считал, что так как общество — это совокупность индивидов, частей единого целого, то и характеристика общества зависит от характеристик индивидов, из которых оно состоит. То есть природа общества зависит от природы единиц, его составляющих. Общество — это особый тип реальности, возникший в результате появления индивидов, а следовательно напрямую от них зависящий. Развитие общества по определенным этапам происходит в ответ на его окружение. Мыслитель был убежден, что социальная организация (тип государственного устройства) не может существовать покуда масса граждан не воспитала в себе идеологии, соответствующей этой организации. Дезорганизация общества является результатом отсутствия гармонии между людьми и социальными организациями всюду, где эти организации введены насильственно путем революции или преждевременных реформ.
Придерживаясь крайней версии либерализма, Спенсер утверждал, что всякое вмешательство государства в процесс развития общества, естественных ход событий, тем более социалистическое планирование, приводит к биологическому вырождению, поощрению «худших за счет лучших». Спенсер выступал за максимальное ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа в помощи бедным и воспитании детей. Он горячо защищал принципы индивидуальности и свободы конкуренции. По Спенсеру, любой может делать то, что пожелает, если это не урезает в правах и свободе других людей (закон равной свободы). Ученый считал, что колониальная экспансия ведет к усилению государственной бюрократии. Также он был противником социализма и глобального планирования, считал революцию общественной болезнью.
Спенсер считал, что свобода не ограничивается государственным принуждением, единственными рамками для нее является свобода другого человека.
Другие материалы:
Э. Дюркгейм и его теория эволюционного
развития общества
Как отмечалось выше, социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научност ...
Профилактика преступности несовершеннолетних. Субъекты профилактики
преступности несовершеннолетних.
Преступное поведение подростков – неизбежный эпифеномен общества. Понятие это весьма относительно. С одной стороны, оно задает динамику развития общества (требуя немедленного решения данной проблемы), с другой стороны, тормозит его развит ...
Образовательное пространство как сфера социальной
работы
Как отмечает В.Г. Бочарова,1 в контексте профессиональной социальной работы содействие личности в ее становлении, саморазвитии, самореализации, образовательные и культурные ценности (то есть создание условий для каждого человека в его обр ...