SocioDone

Социология: современные тенденции

Микросоциологические методы. Метод фокус-групп

Особым видом опроса является социометрический. Он предназначен для изучения структуры межличностных отношений в малых контактных группах. Его создатель, американский психолог Я.Л. Морено называл свою социометрическую концепцию в отличие от "большой" социологии "социальной микроскопией".

В процессе опроса респондентам предлагают выбрать по некоторому социометрическому критерию ("с кем бы вы пошли в разведку?") одного или нескольких членов группы. Психологической основой этого метода является человеческое стремление быть рядом с объектом своей привязанности – вместе работать, отдыхать и т.д. В опросе выявляется потребность членов группы в общении, их взаимные симпатии и антипатии. Взаимные выборы могут быть как положительными, так и отрицательными.

Сумма положительных и отрицательных выборов дает социометричесий статус личности в группе. Статус выражается числом в интервале от -1 (абсолютный изгой) до +1 (абсолютная "звезда").

Также могут быть вычислены социометрические индексы: индекс конфликтности (делением суммы взаимных отрицательных выборов на число всех возможных выборов); индекс сплоченности (делением суммы взаимных положительных выборов на число всех возможных выборов); индекс групповой устойчивости – величина, обратная количеству отрицательных выборов.

Полученная в результате социометрического опроса структура группы отображается в виде схемы (социограмма) или таблицы (социоматрица).

Методика фокус-групп представляет собой нестандартизированное интервью, но проводится не с одним человеком, а одновременно с группой людей, сходных по ряду некоторых социальных характеристик. Данная методика сводится к проведению интервью в форме обсуждения по заранее подготовленному сценарию предлагаемых специально подготовленным человеком вопросов с небольшой группой людей.

Основным требованием к составу группы является ее однородность. Члены группы не должны оказывать на других какое-либо давление: например, тем, что участник принадлежит к группе со значительно более высокими доходами, обладает более высоким социальным статусом или более компетентен по данной теме. Человека, который ведет работу группы, называют модератором. Модератор задает вопросы, уточняет полученные ответы, стимулирует к разговору малоактивных участников и притормаживает наиболее говорливых.

Сценарий обсуждения проблемы обычно включает около 10 основных вопросов и некоторую серию подвопросов. Если в личном интервью такой вопросник занимает лишь 5-10 минут, то обсуждение этих вопросов в фокус-группе может длиться несколько часов. Обычно фокус-группы длятся 1.5-2.5 часа. Основное преимущество, связанное с использованием методики фокус-групп, можно свести к следующим моментам:

· фокус-группа позволяет создать более естественную обстановку, в которой человек принимает решения, вырабатывает мнение;

· в отличие от глубинных интервью с одним респондентом, фокус-группы при тех же временных затратах охватывают большую совокупность людей;

· в отличие от стандартизованного интервью, в этом типе модератор может уточнить и попытаться понять смысл любого из ответа респондентов;

· результаты фокус-групп, как правило, наглядны и легко понимаемы потребителем информации;

· Результаты исследования могут быть получены довольно быстро;

· Стоимость групп относительно низка в сравнении с массовыми опросами населения.


Другие материалы:

Признаки классификации домохозяйств
Семейные хозяйства можно р/м с одной стороны как открытую, связанную с обществ. макросистемой подсистему общества, реагирующую на происходящие в ней изменения. С другой стороны, можно р/м как замкнутую систему, которой свойственны свои за ...

Виды опроса: анкетирование, интервьюирование
Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредует свя ...

Этапы социальной диагностики
Любой технологический процесс в социальной диагностике имеет сходную структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом его всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявлен ...