SocioDone

Социология: современные тенденции

Различается несколько видов интервью в зависимости от того, насколько стандартизирована ситуация беседы, т.е. насколько жестко и подробно разработаны для интервьюера правила установления контакта с респондентом, последовательность вопросов и их формулировка, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения2. Степень стандартизации интервью определяется целями исследования, характером ожидаемой информации и объемом выборки.

Когда социолог планирует опрос значительной совокупности людей (несколько сотен или тысяч), когда содержательная структура исследуемой проблемы четко определена и адаптирована к уровню обыденного сознания опрашиваемых, наиболее подходящим методом сбора данных является стандартизированное (формализованное) интервью с закрытыми вопросами .

Эта разновидность интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы со стороны как респондента, так и интервьюера. Она мало отличается от анкетирования и позволяет опросить массу людей. Примером может являться телефонное интервью.

Стандартизированное интервью с открытыми вопросами представляет респонденту больше самостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной точной регистрации. Все остальные элементы ситуации опроса остаются стандартными: вводная беседа, последовательность вопросов и их формулировки. Применяется также сочетание техники открытых и закрытых вопросов в интервью при опросе больших совокупностей людей. Направленное (фокусированное) интервью – следующая ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Однако последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей опрашиваемого. Цель интервью – "сфокусировать" внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его следствиях и причинах. Часто основой такой беседы становятся книга, фильм, ситуация, с которыми предварительно знакомят будущих респондентов.

Нестандартизированное (свободное) интервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса. Цель нестандартизированного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление знаний о знакомом объекте, выяснение подробностей, нее схваченных в стандартизированном интервью. Естественно, что такое интервью – товар штучный, и количество интервьюируемых невелико.


Другие материалы:

Точечные оценки для средней и дисперсии генеральной совокупности
Обозначим через и σ2 среднюю и дисперсию генеральной совокупности. Возвратная выборка объема n может рассматриваться как совокупность n независимых случайных величин Xj, имеющих одно и то же распределение, совпадающее с генеральным ...

Виктимные девиации: классификация жертв преступлений
Уже давно было замечено, что поведение преступника и его жертвы коррелируются, дополняя друг друга. Можно сказать, что они играют в одну игру в согласии с установленными в самом начале из взаимодействия правилами, и в данном случае не важ ...

Функциональная модель устройства общества (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс)
Считается, что с точки зрения понимания устройства общества и его структуры социологи придерживаются одной из двух принципиальных позиций: теории функционализма и теории конфликта (иногда их также называют «равновесной» и «конфликтной» мо ...