SocioDone

Социология: современные тенденции

Информация и компьютер, бит и файл, терминал и процессор, принтер и интерфейс - эти и многие другие слова ныне все чаще звучат в процессе нашего общения. Появление и употребление этих слов и выражений – наглядное свидетельство того, что мы вступаем в какой-то новый мир, где привычные понятия и слова, взгляды и ценности уже не могут отразить всего богатство этого нового мира, могущественного и вместе с тем легко ранимого, рационального и вместе с тем неоднозначного и неопределенного, мира, порожденного предшествующей активной деятельностью человечества.

Действительно, последние три столетия ознаменовались бурным научно-техническим прогрессом, обусловившим такой рост могущества людей над окружающей средой – природной и социальной, какого не знала вся предшествующая история. Ускоряющееся развитие симбиоза науки и техники, все более подчиняя себе вещества и силы природы, приводит общество к иному качественному состоянию. Оно характеризуется ростом значения информации в своей жизнедеятельности в сравнении с веществом и энергией, которые до сих пор определяли темпы развития мировой цивилизации. Поэтому мы предпочитаем называть его информационным обществом, понимая это общество как определенный этап в развитии техногенной цивилизации. Именно в информационном обществе информация становится главным товаром и продуктом, общедоступным для всех членов общества и приоритет отдается не выработанным жестким правилам определенных социальных действий, а информации как основе поиска самостоятельных творческих решений, инициатив и т.д.

Сущность, основные черты нового общества ныне выступают далеко не в явной форме, пробиваются сквозь туман будущего. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые на сегодня еще не получили однозначного ответа. Что такое информационное общество? Каково его место в историческом развитии? Продолжится ли научно-технический прогресс и рост его могущества в такой же или даже более сильной пропорции в ближайшем и отдаленном будущем и к чему это приведет - к благополучию людей или к катастрофе? Гарантировано ли общество от непредвиденных, а порой и отрицательных воздействий информационной технологии на образ жизни своих членов даже если эта технология применяется на благо, а не во зло? В какой степени можно предвидеть социальные последствия инноваций? Комфортно ли чувствует себя человек в нынешнем информационном пространстве? Не следует ли отказаться от количественного роста в пользу качественного? Нужно ли современной техногенной цивилизации делать все, что она может, если успехи научно-технического прогресса обворачиваются сложными социальными проблемами? Эти и подобные вопросы озадачивают людей и общественное мнение, вызывают тревогу и радость, надежды и разочарования.

Не менее важной является проблема образования в современном информационном обществе. Ни одной стране мира не удавалось добиться успеха без образования своих граждан. Это тем более справедливо для наших обществ, где знания являются главным производителем богатства. Связь информационных и коммуникационных технологий и образования является сложной, ставящей новые этические и правовые проблемы перед ответственными личностями, педагогами и международным сообществом.


Другие материалы:

Признаки классификации домохозяйств
Семейные хозяйства можно р/м с одной стороны как открытую, связанную с обществ. макросистемой подсистему общества, реагирующую на происходящие в ней изменения. С другой стороны, можно р/м как замкнутую систему, которой свойственны свои за ...

Состав социальной реальности
Социальная реальность складывается из множества разнородных, но взаимосвязанных явлений, систематизация которых является трудной задачей. Не ставя такой задачи, выделим лишь некоторые важнейшие компоненты социальной реальности. Сами люди ...

Современный уровень жизни населения. Снижение уровня жизни
Оно происходило в течение всего периода постсоветских рыночных реформ. Индекс развития человеческого потенциала снизился с 0,848 в 1992г. до 0,78 в 1996г.; по этому показателю Россия была отброшена в число развивающихся стран. За годы ре ...