Состав социальной реальностиСтраница 2
«Человеческим» содержанием — эстетическим, нравственным религиозным и т. д. — наделяются также природные явления, попавшие в сферу духовной
деятельности. Нередко при этом их образы обретают символическое значение.
Таковы образы хитрой лисы или трусливого зайца в народных сказках, поэтические описания радуги или заката, мистические интерпретации затмений, комет и т. д. Извержение вулкана — природное явление, и как таковое оно лежит вне сферы культуры. Но когда оно понимается как проявление гнева богов или как трагедия человеческого бессилия перед грозной стихией («Гибель Помпеи» Брюллова), то становится знаком, символом, в котором люди усматривают особый, «сверхприродный» смысл.
В ходе исторического развития общества сфера его деятельности расширяется, и
граница между естественной природной средой и миром артефактов становится все более зыбкой. Область социальной реальности постепенно охватывает всю нашу планету (а в будущем, возможно, и окружающий космос). В работах Э. Ле-Руа, В. И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена развивается мысль, что это ведет к возникновению ноосферы
— сферы разума, в которой природная и социальная реальность сливаются и превращаются в своего рода «мыслящую» оболочку, облекающую земной шар.
Коллективные представления.
Люди не только создают социальную реальность, но и отражают ее в своем сознании так же, как и природу. У каждого человека складывается своя индивидуальная картина окружающего его мира. Но вместе с тем существуют общие
взгляды, представления, мысленные установки, имеющие хождение в обществе и более или менее разделяемые его членами. Э. Дюркгейм называет мысленные образования такого рода «коллективными представлениями», подчеркивая, что они хотя и существуют в головах индивидов, но «не зависят от
личной природы индивидов». В отличие от индивидуальных представлений, коллективные представления «исходят не из индивидов, взятых изолированно друг от друга, но от их соединения, а это совершенно иное дело». Они навязываются индивидам извне, из «коллективной жизни» в общей культурной среде.
Подобные коллективные представления составляют содержание того, что называют общественным сознанием, ментальностью, общественным мнением и т. д.
Коллективные представления обычно кажутся человеку чем-то само собой разумеющимся, и он просто исходит из них в своем мышлении и поведении, не отдавая себе отчета, почему он мыслит и действует так, а не иначе. Но даже если он сможет от рефлексировать и эксплицировать (т. е. четко сформулировать) эти мысленные установки, то он, скорее всего, будет считать их собственными, внутренними убеждениями, сложившимися в его жизненном опыте, а не заимствованными извне.
Коллективные представления могут вести к искаженной и неверной трактовке явлений действительности. Но пока мы находимся у них в плену, мы этого не замечаем. Отказаться от них нас обычно заставляет практика, когда она убеждает нас в их ошибочности и неэффективности, а также знакомство с другими культурами, где господствуют иные коллективные представления.
В качестве коллективных представлений могут выступать социальные стереотипы
— упрощенные, схематизированные образы каких-либо общественных явлений и объектов, получившие широкое признание в общественном мнении. Существуют, например, стереотипные образы представителей разных наций. Стереотипы — это шаблоны, под которые подгоняются человеческие мысли и
действия. Часто они являются предвзятыми, связанными с предубеждениями И предрассудками. Реклама и идеологическая пропаганда, создавая и внедряя в массовое сознание стереотипы, использует их как средство манипулирования общественным мнением.
В каждом обществе коллективные представления образуют в своей совокупности картину окружающего мира. Она выражается, например, в древних мифах, рассказывающих о том, что Земля покоится на слонах, которые стоят на черепахе, которая лежит на китах, и т. д. В христианской и мусульманской культурах мир представляется как творение Бога, создавшего Землю и «небесную твердь», ад под землей и рай на небесах. В европейской культуре Нового времени складывается механистическая картина мира как огромной машины, детали которой — атомы, планеты, звезды и пр. — движутся по заданным законами механики траекториям. Существует большое различие между представлением о мире в западной культуре и в культуре Востока. Современная научная картина мира радикально отличается от всех предшествующих. Но ведь иного мира, кроме того, каким он выглядит при взгляде на него «изнутри культуры», люди данной культуры не знают и даже вообразить себе не могут без знакомства с другими культурами.
Другие материалы:
Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 года
Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также по ...
Основные проблемы детей с ограниченными возможностями
Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической струк ...
Каковы особенности истолкования типов социального поведения М. Вебером?
М. Вебер считал, что социология в отличие от психологии, должна уделять приоритетное внимание исследованию типов социального поведения. Если в обществе складывается определенное единообразие в условиях социального поведения, то мы имеем д ...